MORS завершает совершенно субъективный обзор лучших драматических спектаклей Новосибирска, которыми надо пополнить культурный багаж перед летним отдыхом.
Мертвый сезон не за горами, а это значит никакого искусства – только море, солнце и вода! Новосибирские театры работают до конца июня, и еще есть время культурно провести время перед уходом в отпуск и на каникулы. В завершающей сезон афише Новосибирского академического драматического театра «Красный факел» спектакли разнообразного спектра – в русле известной классики, ультра-современные, а также в русле ультра-современной классики.
Все о женщинах
Афиша «Красного факела» пестрит однотипными названиями. Ключевое слово здесь «женщины» - не потому ли, что театр принято считать женским интересом? Краснофакельский хит-долгожитель называется «Только для женщин!»; в театральном кафе состоялась премьера «Пришел мужчина к женщине»; артист Константин Колесник, успешно продвигающийся в режиссуре, поставил камерную историю «Все о женщинах»; «Женщина, которая вышла замуж за индюка» - шведская комедия абсурда, оборачивающаяся русским психологическим театром с его рефлексией об одиночестве и невозможности быть самим собой.
Жанр «Женщины, которая вышла замуж за индюка» определен как «ситком в дух актах» - семейная история заставляет зрителей покатываться от смеха, хотя на самом деле не до смеха Чем решительнее персонажи отстаивают свою индивидуальность, тем нелепее выглядят в глазах тиранической мамы, которая вынуждает домочадцев сохранять видимость приличного семейства. Но каждый живет в своем мире – безработный подросток периодически убегает в лес, вообразив себя зайцем, его взрослеющая сестра упивается несчастной любовью к мужчине с тюльпанами, а Мама заставляет Папу полюбить крысу из канализации. Индюк Роберт, за которого сопротивляющуюся девушку упорно выдают замуж, оказывается единственным человеком в этом паноптикуме. Смешной и одновременно грустный спектакль выворачивает наизнанку семейные ценности, у которых есть своя оборотная сторона.
Женщины – это еще и «сплошные эмоции в одном действии» (как сказано в подзаголовке), плюс хладнокровие, неуязвимость, скрытность, отстраненность, молчаливое напряжение на грани истерики в спектакле «Все о женщинах» по провокационной пьесе современного хорватского драматурга Миро Гаврана. Камерная постановка стала подлинным бенефисом трех актрис - это примы Татьяна Классина, Виктория Левченко и Антонина Кузнецова. У каждой – по пять ролей, в силу чего спектакль кажется густонаселенным, как улей. Перевоплощаясь мгновенно, виртуозно, безо всякого грима, они играют то лесбийский треугольник, то семейную драму, то маленьких девочек с игрушками, то потешных и трогательных пациенток дома престарелых. Вся жизнь этих женщин протекает в поиске мужчины, обретении мужчины, разочаровании в мужчине и неудовлетворенности отношениями с мужчиной. Так и приходит старость.
Все о мужчинах
Пора бы обратить внимание на сильную половину человечества. «Все о мужчинах» - вторая часть своеобразной дилогии от тех же режиссера и драматурга. «Все о мужчинах» - значит, только для женщин, и пусть они узнают, о чем думают и говорят их избранники. Пусть поймут, наконец, что для них важнее, семья или карьера, жена или друзья. Зачем нормальные мужики идут в стриптизеры, почему обрывают многолетнюю дружбу, отчего вступают в однополые связи? Может быть, кто-то считает выяснение отношений нудным и недостойным делом, но герои, выходя на откровенные разговоры и признания, начинают больше понимать о себе и о близких. И о женщинах тоже. При этом Олег Майборода, Андрей Черных и Константин Телегин ловко уходят от пошлости или эпатажа, а юмор у них взлетает выше пояса, хотя велик риск скатиться ниже. Все-таки, зря ругают современную драматургию.
Еще один своеобразный мужчина предстает в спектакле «Довлатов. Анекдоты». Это человек публичный, корреспондент советской газеты и заодно писатель. В семье у него не все гладко, но спектакль выходит за рамки семейной истории, так как приходится выяснять отношения с социумом. Одно редакционное задание комичнее другого, следующая ситуация еще абсурднее, чем предыдущая. Рефлексирующий интеллигент на каждом шагу сочиняет анекдоты – и дарит на потеху окружающим, например: «- Напечатали рассказ?- Напечатали. - Деньги получил?- Получил. - Хорошие?- Хорошие. Но мало». В СССР он травил свои анекдоты милиционеру и был бит им за это под дых, а в Америке – читает на радио «Свобода», изнывая от бессмысленности существования. В СССР он бухал с Пушкиным - идеалом, воображением и бредом, а в Америке – с кем попало. Эмигрировав из СССР в США, вечный скиталец вроде бы воссоединился с женой, нашел там стабильную должность и начал больше зарабатывать. Но счастливее не стал. Некуда приткнуться художнику, если нет гармонии с самим собой. А ее и не может быть, если нет гармонии в мире, где живет безбожник Довлатов.
Общество заставляет быть человека таким, каким угодно обществу, и подчиняет своей воле. В лермонтовском «Маскараде» при звуках волшебного вальса Арама Хачатуряна светские львы и львицы, объединяясь в танце, превращаются в кукол, двигающихся и мыслящих заученно и синхронно. Арбенин - пожилой дворянин с темным грузом прошлого - после многих лет уединения женился на юной особе и вернулся в светское общество обновленным. Не принесло счастья это обновление. Арбенин ослеплен последней любовью до такого состояния, что не способен ни видеть, ни чувствовать истинную природу вещей. Наделав глупостей и в результате отравив из ревности свою юную жену, он страдает еще сильнее, чем она, в предсмертных судорогах умоляющая о милосердии. В результате все оказывается тонко разыгранным действом, где Арбенин, считавшийся самым сильным и опытным, на самом деле марионетка - в руках и более ловких интриганов, и высшего света, и судьбы.
Все о религии
Самая трагическая история любви и ревности разворачивается в спектакле «KILL» - номинанте «Золотой маски», где в главной роли блистает Дарья Емельянова. Режиссер Тимофей Кулябин взял за основу сюжета древнюю пьесу Шиллера «Коварство и любовь», переписав ее в русле сегодняшнего дня и обогатив более современными текстами. И оказалось, что трагедия обусловлена вовсе не ревностью пылкого Фердинанда – это было бы слишком мелко. Странным образом «KILL» перекликается с «Маскарадом», где социум довлеет над личностью. Подлость, карьеризм, мстительность социума становятся сильнее любви. Социум использует влюбленных как инструмент в своих целях, разжигая в бедной Луизе жертвенность, которую якобы требует от нее бог. Безмерно страдая, она вынуждены скрывать мотивы своих поступков, ослепленная ложным чувством долга, стесненная религиозными постулатами. Скандальный баннер «Тангейзера» был потом, а сначала - баннер с Христом, моргающим кровавыми слезами. Христос молчит, позволяя совершаться убийству…
В спектакле «Поминальная молитва» по рассказам Шолом-Алейхема бог тоже молчит, хотя к нему взывают, на него уповают, ему исповедуются. Он – необходимый собеседник и мерило нравственных качеств, хотя у персонажей разное представление о них. Главную роль по очереди играют два совершенно противоположных актера, и 26-27 мая в образе Тевье-молочника выйдет приглашенный из Петербурга Семен Фурман с его ироническим прищуром и вечными сомнениями в разумности мироустройства. Полсотни артистов, еврейский оркестр, танцы с цирковыми трюками, свадьбы, ссоры, проклятья, погромы, гонения, молитвы – все это вместилось в одну постановку. Дивная еврейская музыка с запредельным скрипичным соло и проникновенный вокал завораживают и просветляют. А вообще это спектакль о любви – матери и детей, мужчины женщины, людей и Бога. Несмотря на то, что «бога нет».
Другие статьи автора: |
---|
25.01.2016 Мертвые души: хором о России |
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя |
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу |
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали |
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду |
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 11946 | комментариев:2
gutiera: 23.05.2015 10:28
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.