Сегодняшний "Осенний марафон" - это коллективный портрет социума, где хищные женщины выдают за любовь инстинкт иметь, обладать и пользоваться.
У него есть якобы страдающая от непонимания и одиночества жена Нина. Еще у него есть якобы нежное существо в виде любовницы Аллочки. Он бегает от одной к другой, попутно заскакивая в койку к трепетной и трепещущей коллеге Варваре. Узнаете старого доброго знакомца Бузыкина? С трудом. У нынешнего горя-плейбоя, в отличие от знаменитого предшественника, все построено на рефлексах и привычках. А его партнерши только изображают любовь, которой тут и не ночевало.
![]() |
В новосибирском молодежном театре "Глобус" московский режиссер Лариса Александрова поставила "Осенний марафон" по пьесе Александра Володина. Получилась история о том, как в ритмах современной жизни, бессмысленных и беспощадных, человек теряет собственное лицо и становится шестеренкой одного бездушного механизма. Чем быстрее вращаются шестеренки, тем больше они отшлифовываются и становятся похожими друг для друга. Для чего работает механизм, неизвестно.
В сценографии Анастасии Григорьевой все отдает металлическим скрежетом – что подвальные клетки офисов и квартир, откуда не вырваться, негде взять разбег, что металлические секции, которыми обычно огорожены заброшенные пространства. Или забаррикадированы отжившие танцплощадки, где раньше танцевали вальс, а сейчас (из)вращаются в одиночных композициях. Железяки превращаются в панцирную сетку так и не застеленной кровати, на которой Бузыкин с Аллочкой совершают интенсивные телодвижения, после чего симулируют счастливую усталость.
Впрочем, нет. Персонажи спектакля – никакие не шестеренки. Они – вампиры, сосущие друг из друга последние жизненные соки. Каждый предъявляет на другого право собственности, бесцеремонно вторгаясь, врываясь, ввинчиваясь в чужое интимное поле. Каждый пользуется ближним, как вещью, предназначение у которой одно – удовлетворять потребности. Худосочная любовница Аллочка прытко заскакивает к Бузыкину на колени, обвивает его собою, как змея, опутывает вязальными нитками, которые еще чуть-чуть – и превратятся в удавку. Декларирующая тоску по доброте и ласке жена обнимает так, будто собирается придушить. Обе отлично владеют искусством манипуляции. "Мое время истекло?" - говорит одна таким тоном, что хочешь - не хочешь, а останешься. "Я никому не нужна", - проникновенно всхлипывает другая, отчего сразу чувствуешь себя виноватым. Сослуживица Варвара присваивает его профессиональные, а заодно и интимные услуги, а потом открыто ликует, заняв его место, в котором она, одинокая женщина, нуждается гораздо больше. В отсутствие Бузыкина все эти женщины спят с тем, кто подвернется – а как же, от обиды на Бузыкина и не на такое пойдешь.
![]() |
Какого ж черта они вцепились именно в него? Наверное потому, что безотказен. Бузыкин – вечный должник, отдающий якобы долги только потому, что у него берут. Берут у него хамовато, насильно, против воли, да и нет у него никакой воли. В этой свистопляске у Бузыкина проскальзывают какие-то намеки на творческие порывы, но увы, только намеки. Всю жизнь приходится читать чужие стихи без поэзии и ходить в чужой лес без грибов. Своих стихов нет, свой лес не найден.
Окружение Бузыкина ему под стать. Вокруг – сплошные фрики, прикидывающиеся студентами. С ними у Бузыкина нет вообще никакого контакта, зато молодежь тут как тут, едва Бузыкин попадает в драку. Особенно хороша бесполая особа с косматыми волосами, падкая на уличные новости. С дебиловатым азартом она снимает на айфон любой мало-мальски заметный скандал, и нет у нее в жизни других интересов.
Бегают, бегают, бегают эти недоумки цепочкой, под свою техно-музычку, с наушниками и плеером, по не ими выбранной траектории, увлекают за собой Бузыкина, который хотел бы, да не умеет двигаться против ветра. И вдруг он оказывается отдельно, в центре танцпола, как солист. Человек с пустой коробкой на голове совершает свой индивидуальный судорожно-конвульсивный танец и, кажется, вот-вот рухнет от изнеможения…
Время глубоких отношений прошло. Время пусть неудачных, но любовей, время пусть неплодотворных, но дружб осталось где-то за поворотом. Его сменило время утраченных связей. Между членами социума распределены те же функциональные роли, что и раньше: муж-жена, любовник-любовница, коллеги, соседи, - но действия совершаются механически, как у зомби, а чувства всего лишь обозначаются. Хотим мы того или нет, но схема в глобусовском спектакле нарисована точно. Пусть не картина, а всего лишь схема.
![]() |
Между фильмом Георгия Данелии и спектаклем Ларисы Александровой лежит пропасть. Пропасть лежит потому, что это произведения о совершенно разных эпохах, на каждом из которых чувствуется ее дуновение. В первом случае это легкое дыхание неосуществленной мечты о гармонии отношений. Во втором – тяжелая одышка от галопа на месте, когда не можешь остановиться, сойти с дистанции и всмотреться в родное лицо. Да и где оно, родное лицо?
Роли и актеры: Бузыкин – Павел Харин, Нина – Светлана Прутис, Аллочка – Мария Соболева, Варвара – Елена Гофф.
Другие статьи автора: |
---|
25.01.2016 Мертвые души: хором о России |
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя |
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу |
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали |
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду |
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна |
Публикации по теме: |
---|
15.01.2014 Мультфильм "Холодное сердце" превратят в мюзикл |
14.11.2013 Новосибирск наработал на четверку |
07.11.2013 "Мужчина в полном расцвете сил" приглашает пошалить |
14.01.2013 Любовь мертвого к живым |
28.11.2012 В новосибирском "Доме Актера" – сказка для взрослых |
26.11.2012 Таланы и покойники |
22.11.2012 Пластика на рельсах |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 13335 | комментариев:0