Тим Бертон сочинил новую историю о художниках и не художниках. А также о том, чем одни отличаются от других.
Талант и семейное счастье — вещи совершенно не совместимые. По крайней мере, если в паре талантлива женщина. Вот, собственно, к такому итогу приходишь после просмотра нового фильма Тима Бартона «Большие Глаза». Проблема в том, что любой талант все-таки хочет пить-есть и красиво жить, а без посторонней помощи это совершенно невозможно. Вот тут-то и возникает основной конфликт современного капиталистического общества — либо ты идешь на сделку с совестью и получаешь в итоге все, чего только тело желает. Либо прозябаешь в нищете и безвестности. Особенно туго в этом смысле женщинам — как известно, женские картины покупают значительно хуже, нежели мужские. Художественные музеи отдают женским работам в среднем 15% выставки, и только 4% из приобретаемых работ принадлежат дамам. А в пятидесятые годы с этим вопросом был вообще полный швах. Особенно - в якобы глубоко феминизированной Америке.
Проблема женщины в искусстве лежит на поверхности — проблема вся во взаимоотношениях полов. Вернее, в полном отсутствии понимания и с той, и с другой стороны. Дело, в общем-то, в том, что долгое время место женщины в искусстве, ее роль заключалась лишь во вдохновении художника на свершения и подвиги. Место Музы — конечно, весьма лестно. Но, согласитесь, как-то статично.
Тут мы подходим к самому корню проблемы — в чем суть искусства? Многие антропологи склоняются к мысли, что любая разновидность искусства — не более чем усовершенствованный способ привлечь и удержать самку. Ведь для антрополога человек - всего лишь высокоразвитое животное. А цель жизни животного — спаривание и размножение.
Художественная тряска перьями, горловые рулады и отращивание разнообразных цветастых хвостов — вот что такое искусство. По этой же причине фигура художника всегда была так привлекательна для женщин. По этой же причине сейчас так модно быть фотографом — способ в смысле охмурения дам практически безотказный. Все мужчины хотят быть выдающимися и талантливыми фотоХУДОЖНИКАМИ. Если у них это не получается по причине отсутствия искомого таланта - они очень страдают. Это как импотенция: быть бездарным — стыдно. Вот и получается, что поэзия, искусство, наука, власть — все это существует лишь для того, чтобы привлечь партнера и удержать любыми доступными способами.
…И все это верно, если взять за основу, что человек — животное, что у человека нет души. Другой вопрос, если взять за основу, что у человека эта самая душа есть. Вот тогда…тогда становятся объяснимы появления великих произведений искусства, потрясающих достижений человеческого духа — ведь все это не результат желания стать всемирно известным или бесконечно размножиться. Все это — результат погружения души в саму себя. А глаза, как известно — зеркало души. Чем больше душа, тем и глаза больше. Хотя, согласно известной пословице, у страха также глаза велики.
Цитата:
— Любознательный характер побудил меня задаваться вопросами о смысле жизни, почему мы здесь, почему есть боль, горе и смерть, если Бог добр? Всегда «Почему?». Эти вопросы, как мне кажется, позже нашли свое отражение в глазах детей на моих картинах, которые будто обращены ко всему миру. Взгляд описывался как проникающий в душу. Они, казалось, отражали духовное отчуждение большинства людей сегодня, их тоску по чему-то вне того, что предлагает эта система. (с) Маргарет Кин
В патриархальном обществе женщине отводится пассивная роль вдохновительницы и хранительницы. Потому что для системы это очень удобно. Дело в том, что если в системе кто-то не хочет делать ничего, нужен кто-то, кто будет делать все. В крайнем случае, женщине отведена роль соблазнительницы (что патриархами всех мастей все также порицается, как и в 50-е годы). На роль Мыслительницы , а уж тем более полноценного Художника ( а полноценным художником правит дух, а не тело) женщина до сих пор не может рассчитывать — и все также, из-за своей традиционной статичной пассивной роли.
Лауреат «Золотого Глобуса» Эми Адамс прекрасно показала весь ряд волшебных изменений милого лица, который сопутствует обманутой женщине. А ее партнер Кристоф Вальц мастерски воплотил обаятельную сволочь, — такой американский вариант Остапа Бендера. С одним отличием — мечта оригинального Остапа о белых штанах была куда романтичней, нежели мечты нашего — безусловно, талантливого в своем пространстве — «художника». Как обычно, зрителя ждет прекрасный видеоряд. И внятная, очень располагающая к последующему диалогу история.
История американской художницы, рассказанная великим мистификатором Тимом Бертоном, — это история, в первую очередь, о женских страхах. И о том, что поп-арт — это, в сущности, бездушное копирование. И еще о том, что капитализм — а именно, гонка за деньгами, — убивает душу. А значит и настоящее искусство тоже. А искусство без души превращается в трясение цветными хвостами перед толпой разнокалиберных самцов и самок.
Все в кино!
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 10566 | комментариев:0