Даррен Аронофски больше известен как режиссер авторского кино. В ленте "Ной" он смешал зрелищность и собственное виденье известного библейского сюжета. В итоге получился необычный голливудский "авторский блокбастер".
Тот, кто смотрел в детстве аниме-сериал "Суперкнига" или читал на досуге "Библию для детей" может спокойно забыть об этих произведениях "для самых маленьких". В трактовке Аронофски добрый и скромный старичок Ной, из объекта для насмешек окружающих, преобразился в мрачного и крепкого мужика, с решительной физиономией "гладиатора" Рассела Кроу, который не подставит вторую щеку, если ему нанесут оскорбление, а сразу же даст по морде. "Добро" нарастило мышцы, натренировало кулаки и готово дать решительный отпор "грешникам". Изменилась интонация повествования и отчасти идейное содержание истории – события и перипетии сюжета фильма многочисленны и суровы.
Земля, которая по мысли божественных сил должна была стать "райским садом", превратилась в безжизненную, каменистую пустыню, где "крокодил не ловится, не растет кокос". Люди забыли о высшем предназначении и занялись "любимым делом" – уничтожением себе подобных и всего живого в округе. Все началось с запретного плода, потом убийства Каином Авеля, а дальше грех стал множиться в геометрической прогрессии. Лишь отверженный человечеством Ной, вместе с женой и тремя сыновьями пытается вести праведный образ жизни. Но наследники Каина настигают его и стремятся убить без всякой причины, просто из чувства собственного скотства. Ною приходится уходить все дальше, к подножью горы Арарат, которую он видит во сне. Через странные и страшные видения он получает сигнал свыше – нужно готовиться к самому худшему, к уничтожению человечества и греха, который оно наплодило.
"Ной" – эклектическое произведение, выстроенное иначе, чем большинство голливудских картин, "снятых по мотивам". Видно, что Аронофски, выступивший и как сценарист, предварительно познакомился не только с Ветхим Заветом, но и с Талмудом, Кораном, а также "Книгой Юбилеев". Автор пытается следовать древним канонам, одновременно ломая каноны современно "кино на историческую тематику". Типовые киногерои древности, щеголяющих в тщательно отутюженных хламидах и аккуратных сандалиях так и не появляются в кадре. Вместо них зритель видит неопрятных, а чаще всего отвратительных бродяг, бесцельно слоняющихся по пустошам. Режиссер несколькими смелыми мазками создает картину полного упадка человеческой цивилизации, где правит бал грубая сила, жестокость и порочность. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Создатель хотел провести "генеральную уборку", сохранив лишь безгрешных существ – животных, птиц и насекомых.
Трактовки сюжета о потопе в фильме тесно переплетены, так что неподготовленному, да и начитанному зрителю тоже трудно поднять, где произошла "склейка", а в какой момент автор добавил что-то свое. Несмотря на следование древним текстам, иной раз нет-нет, да и пробьется росточек голливудщины, чтобы через секунду раствориться в потоке цитат из Священного Писания. Все-таки хоть изредка, но желание потрафить аудитории берет верх перед более глобальной задачей – донести до зрителей, почему же такое могло произойти.
"Реализм" происходящего дополняют цифровые спецэффекты, которых на удивление мало для проекта такого масштаба. Строительство ковчега, прибытие животных и птиц ("каждой твари по паре") шестирукие каменные гиганты (падшие ангелы), сам потоп - смоделированы на компьютере. Но складывается ощущение, что постановщик использует их как бы нехотя, просто потому что иначе историю не расскажешь. Тем самым режиссер плюет на моду, которая царит в Голливуде последние годы – яркая картинка затмевает в фильмах идею (вспомним хотя бы "Великого Гэтсби" и "Волка с Уолл-стрит").
Наиболее запоминающиеся сцены, смоделированные на компьютере, связаны с участием падших ангелов. Похожие на покореженных трансформеров, гиганты, выступают в сражение с потоком грешников, которые жаждут стать пассажирами ковчега. Этот эпизод навевает воспоминания о трилогии "Властелин колец". У Джексона армия энтов, как в книге, разгромила полчища зеленокожих гоблинов и орков, Аронофски же отступает от первоисточника, создавая зрелищные и одновременно драматические (хотя чрезвычайно короткие и аскетичные) моменты битвы и подступающего апокалипсиса. От фильма ждешь, размаха, масштаба, одним словом, зрелища. Время идет, а этот момент все не наступает.
Если бы Аронофски захотел языком кино рассказать о катастрофе, то резоннее было бы назвать фильм "Потоп". Постановщик же сфокусировался даже не на вопросах веры, а рассказал о месте человека в этом мире, его роли в происходящем и ответственности за поступки. Личность самого Ноя вызывает противоречивые чувства, от стойкого неприятия до сочувствия. По сути, он в одиночку решает судьбы мира. И этот поступок дается герою гораздо легче, чем забота о будущем своей семьи – сыновей и приемной дочери. Непоколебимость, вера и упорство при строительстве ковчега и его защите, сочетаются у Ноя с внутренней борьбой. Закрыть створки перед набегающей, разъяренной толпой, это совсем не то, что отгородиться от близких. Среди знакомых лиц мы видим и актрису Эмму Уотсон, которая с переменным успехом пытается избавиться от прилипшего образа Гермионы Грэйнджер.
Съемочная группа "Ноя" далеко ушла от современных "исторических лент" и таких постановок середины прошлого века, как "Десять заповедей", "Самсон и Далила" и "Бен-Гур". Место поражающим своими масштабами кинополотен заняла картина, которая стремится к камерности, но в силу законов жанра не может себе этого позволить. Центральные персонажи мало походят на главных героев исторических суперколоссов. Они вынуждены разорвать связи с внешним миром, который считали своим, но к которому никогда не принадлежали безраздельно. Величие задумок и поступков Ноя, как-то само собой растворяется в осознании того, что он простой человек, подверженный страстям, предпочтениям и антипатиям. Наиболее сложной задачей для персонажей оказывается не пережить потоп, запертыми в огромном деревянном ящике, а попытки вырваться из тюрьмы иллюзий, желаний и догматов. Выдержав испытание, они получают возможность дать импульс новому витку жизни на планете.
Другие статьи автора: |
---|
26.07.2014 Геракл: на богов надейся, а сам не плошай |
20.07.2014 Шаг вперед: Мы люди или танцоры? |
11.07.2014 Превосходство: виртуальная любовь |
05.07.2014 Мачо и ботан 2: колледж, телки, наркота |
02.07.2014 The X-Files: влюбленные в НЛО |
30.06.2014 Лок: сказка о настоящем мужчине |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 16636 | комментариев:12
Хельга Ханга: 28.03.2014 13:18
Эмма Уотсон молодец, после Гарри не разменивается на ерунду: сыграла в фильме про Мэрилин Монро, теперь в Ное. так держать!
Algo.RiTm: 28.03.2014 14:47
В последнем абзаце ошибочка "которая стремиться".
Algo.RiTm: 28.03.2014 14:54
Сходил. Понравилось. Однако, ожидал от Даррена Аронофски большего. Для него это где-то 7 из 10. Но если не нормировать на уровень режиссера, то 12 из 10. =)
shedovaav_dsl: 28.03.2014 21:53
Ну вот, читаешь рецензию и понимаешь, что народ совсем зомбировался от спецэффектов. Всё масштаба всем не хватает. А ведь идея фильма не в этом. Бедный Аронофски, наверное, поэтому и добавил сюда спецэффектов, чтобы хоть как - то привлечь зомби спецэффектных. А будь это фильм за 10 миллионов с одной игрой актёров и философией, все бы ныли, что он простой до ужаса.
Wilhelm Lark: 28.03.2014 21:59
Wilhelm Lark: 28.03.2014 22:04
AAdady: 30.03.2014 10:19
очень хороший фильм, есть над чем подумать. Да, со спецэффектами не густо, но это только добавляет фильму очки. Задолбали эти пресловутые спецэффекты, вечно всем чего-то не хватает, все мало, зрелищности нет... Книжек хороших побольше читать надо!!!!!
keyf04: 31.03.2014 18:18
Algo.RiTm: 02.04.2014 22:47
Страницы: 12 |
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.