"Таксист" – неоднозначный и сложный для восприятия фильм, который заставляет задуматься и многое переосмыслить. Не утратившая за 35 лет своей актуальности, картина Мартина Скорсезе является выдающимся кинопроизведением XX века.
Тяжелая драма о человеке, который не смог найти своего места в жизни, по праву считается одной из самых сильных работ в истории кино. Сценарий фильма был написан кинокритиком Полом Шредером, а в его основу легли автобиографические элементы и произведения европейских писателей – экзистенциалистов.
Главный герой фильма – Трэвис, ветеран войны во Вьетнаме, молодой человек, страдающий бессонницей. Он бесцельно скитается по огромному мегаполису, не зная как скоротать время. Трэвис устраивается на работу в такси, но в его жизни ничего не меняется. Люди, которые оказываются рядом с ним, не вызывают ничего, кроме отвращения. А ночные улицы открывают все худшие стороны человеческой сущности.
"По ночам выползает всякая мразь: сутенеры, наркоманы, шлюхи, педерасты. Придет день, и ливень смоет всю эту падаль".
Единственным светлым моментом становится встреча с девушкой по имени Бетси. Она возглавляет штаб предвыборной кампании сенатора Чарльза Палантайна. Преодолевая страх и неуверенность в себе, Трэвис приглашает Бэтси на кофе.
– Ты слышал песню Криса Кристоферсона: "Он настырный пророк, он соткан из противоречий"? Она про тебя.
– Я не настырный, я ни на кого не давлю.
– Только о противоречиях. Это о тебе.
Однако отношениям с Бетси не суждено продлиться долго, и Трэвис снова остается один.
"Всю жизнь я мечтал, чтобы было куда пойти. Если начинаешь копаться в себе, гниешь заживо".
Встреча с сумасшедшим бизнесменом подстегивает его к насилию. Трэвис покупает у продавца оружия Энди четыре пистолета и готовится совершить покушение на сенатора Палантайна. На улице он знакомится с Айрис – девочкой, которая волею судьбы оказалась в руках сутенера Мэтью и вынуждена зарабатывать на жизнь проституцией. Трэвис пытается убедить ее вернуться к нормальной жизни, но также как и Трэвису, уйти Айрис некуда…
Трудно словами передать впечатления от фильма. История человека, который в силу характера и обстоятельств вынужден постоянно находиться в одиночестве. Ему некуда пойти, не с кем поделиться чувствами или просто поговорить.
«Везде, куда бы я ни пошел, меня преследовало одиночество: в ресторанах, кинотеатрах, на улицах. Бог создал меня одиноким».
Тема одиночества проходит через весь фильм. Таксист обычный человек. Он хочет быть таким же, как другие, но у него не получается. Все попытки Трэвиса вписаться в общество, в котором он существует, заканчиваются неудачами. Трэвис видит ангела в лице Бетси, но она оказывается такой же «холодной и отстраненной» как все. Трэвис не понимает, почему Айрис не хочет вернуться домой. У него не укладывается в голове, как двенадцатилетняя девочка может жить в обществе сутенеров и извращенцев. Нежелание мириться с положением вещей, злость и обида приводят Трэвиса к трагедии.
Фильм получился очень сильным и запоминающимся не только благодаря отличному сценарию Пола Шредера. Над его созданием работали многие талантливые люди.
Режиссер. Картины Мартина Скорсезе всегда отличались своей жизненностью и реалистичностью. "Таксист" не исключение. Всему, что происходит на экране, веришь безоговорочно. Камера практически всюду сопровождает главного героя. Весь путь Трэвиса зритель проходит вместе с ним. Многие сцены надолго остаются в памяти: встреча с Бетси, разговор с Айрис и, конечно же, знаменитый эпизод перед зеркалом, которой был сымпровизирован Робертом Де Ниро. А кульминационный момент фильма, когда таксист обрушает весь свой гнев на уличных преступников, просто шокирует своей жестокостью. Несмотря на неторопливое развитие событий, мастерская постановка делает фильм очень напряженным.
Актеры. Актерскую работу Роберта Де Ниро в "Таксисте" многие считают эталонной. В его игре нет ни грамма фальши. Де Ниро полностью вжился в свой образ, и представить в роли Трэвиса кого-то другого просто невозможно. Кроме того, яркие персонажи Айрис и Мэтью воплотили на экране Джоди Фостер и Харви Кейтель.
Атмосферу фильма создают великолепные панорамы ночного города и красивое музыкальное сопровождение. Здесь на первый план выходит отличная операторская работа Майкла Чапмена. А джазовые аранжировки Бернарда Херрманна настраивают зрителя на соответствующую "волну".
"Таксист" – фильм выдающийся. Неравнодушного к серьезному кино зрителя он заставляет задуматься над вопросами человеческого существования. Фильм сложный для просмотра и понимания. Его концовку можно трактовать по-разному, но смысл от этого не изменится. "Таксист" – настоящая классика, Кино с большой буквы.
Напоминаем, что конкурс MORSa ждет своих участников!
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 4957 | комментариев:1
dim_0305: 06.12.2011 14:08
Хорошая рецензия. Все думал, напишет кто-нибудь про этот фильм или нет? Посмотрел недавно, но однозначно пересмотрю.
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.