12 и 13 апреля артисты НГДТ «Старый дом» играют спектакль «Элементарные частицы» В. Дурненкова и С. Александровского на сцене московского театра «Студия театрального искусства».
Оба показа проходят в рамках конкурсной программы Российской национальной театральной премии и фестиваля «ЗОЛОТАЯ МАСКА». Спектакль заявлен на соискание премии сразу в трех номинациях — «Спектакль малой формы, драматический театр», «Лучшая работа режиссера» (Семен Александровский), «Лучшая работа художника» (Леша Лобанов).
Для «Старого дома» такой хет-трик приятен вдвойне: ведь спектакль нашего театра вошел в основную программу премии-фестиваля впервые за всю историю существования труппы. Кроме того, по итогам минувшего сезона 2014-2015 гг. «Старый дом» стал единственным драматическим театром Новосибирска, представленным на соискание «Золотой маски».
Вхождение «Элементарных частиц» в шорт-лист «Золотой маски» — это первая номинация в конкурсной программе премии в истории театра, но не первое участие в фестивале. В 2013 году спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?» (по тексту Вячеслава Дурненкова, режиссер — Семен Александровский) участвовал в проекте «Новая пьеса» в рамках фестиваля «Золотая маска». В 2014 году в длинный список премии вошла постановка «Пер Гюнт» в режиссуре Антонио Лателла.
«Элементарные частицы» — спектакль о мифологии и истории Академгородка. Это первая попытка театрального осмысления «биографии» одного из важнейших исследовательских пространств Новосибирска и России, показавшаяся экспертному совету «золотой маски» сверхактуальной и интересной интересным не только как документальный сюжет и тема, но и с точки зрения эстетической формы.
«Спектакль из Новосибирска посвящен знаменитому Академгородку: пьеcа Вячеслава Дурненкова основана на интервью с основателями масштабного научного проекта советской поры, — пишет московский театральный критик Анна БАНАСЮКЕВИЧ. — Впрочем, спектакль Семена Александровского далек от пересказа известных и малоизвестных фактов — «Элементарные частицы» сделаны в жанре документальной утопии. В воспоминаниях академгородковцев авторы спектакля заменили прошедшее время на будущее: таким образом, мемуары превратились в философскую беседу, напоминающую диалоги платоновских мудрецов.
Несколько девушек и юношей в свитерках и дешевых пиджаках, отсылающих к «оттепельному» поколению «физиков» и «лириков», вдохновенно придумывают будущее во всех его подробностях: устройство быта, собственная экономика, отдельные судьбы, невиданная для СССР степень свободы — академгородковцы читали самиздат, слушали Галича в живом исполнении.
Текст пьесы запараллелен с визуальной драматургией: на экране, на фоне голых деревьев, появляются предметы интерьера, затем сами мечтатели: безграничность человеческой мысли оживит нетронутую суровую природу. «Элементарные частицы» рассказывают о приключениях идеи: трехчастный спектакль на примере Академгородка исследует саму идею утопии — от дерзновенного старта, через саморазрушение, к новым формам существования. По сути же, лаконичный спектакль Александровского — о хрупкости и одновременно о всесильности свободного человеческого ума».
Заметили ошибку в новости? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 1218 | комментариев:0