Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Неисправимое кино

17.11.2008 10:06 Рецензии

В Новосибирске завершается фестиваль "Неправильное кино", на котором зрителю представилось немало возможностей поразмышлять над своими любимыми темами: секс, сюр и еще раз секс.

 

Пятый фестиваль "Неправильное кино" в этом году проходит в 16 городах России, что стало настоящим поводом для ликования ценителей немассового искусства. Цель фестиваля – показать на большом экране то, что в России никогда не выходило и не выйдет в прокат по причине своей непопсовости.

 

Фестиваль предлагает альтернативу тому, что массово идет в кинотеатрах: от вполне понятных человеку вещей, но дающих неожиданный ракурс, до совершенно взламывающих ваши привычные представления. Для зрителя, случайно забредшего на арт-хаус показ, это будет довольно неожиданное времяпровождение в кинотеатре, где попкорном в волю уже не похрустишь, а вот думать придется, иначе крышеснос обеспечен.

 

Одна из основных задач "Неправильного кино" – показать нестандартную киногеографию: не самые раскрученные места и не кинематографические державы. Иными славами, здесь вам не Голливуд, и это, уж не сочтите за снобизм, далеко не для всех. Организаторы пообещали зрителям, страждущим киноэксклюзива, действительно достойную и интересную программу. Выбор фильмов к фестивалю стал почти случайным. Однако принципы отбора все же были: широко представить географию фильмов и показать основные темы в арт-хаусе на сегодняшний день. По слова Алексея Кожемякина – кинокритика и члена Союза кинематографистов, сегодня охотники до авторского кино приходят на две основных темы: любовь (читай "секс") и то, что по-русски емко зовется сюром. "Это всегда привлекает, и, к слову, мне не жаль потратить время на то, что меня удивит, – заверяет Алексей. – Раньше считалось, что зрителя больше интересуют секс и политика, однако, у нас политика как-то выбыла из сферы интересов киноманов, их этой темой уже не проймешь".

 

Организаторы – люди упорные, сразу заявили, что даже если на сеансы никто не придет, фильмы все равно будут показаны. "Это можно назвать миссионерской позицией: показать людям то, что скрыто, – говорит Анна Печеркина, генеральный директор журнала "Выбирай". – Если, конечно, количество достойных фильмов резко сократится и показывать станет уж совсем нечего, то фестиваль естественным образом исчерпает себя и на этом прекратит свою работу. Пока есть хотя бы два зрителя в зале, есть смысл такие вещи показывать".

 

Опасения организаторской братии фестиваля, однако, не сбылись, и на "Век помрачения", фильм, открывающий фестиваль, зритель прибывал и прибывал, так что зал оказался забит киноманами. На открытии фестиваля публику сразу предупредили: так как это все-таки "неправильное" кино, то и каноны поведения на сеансах отменяются. Зрителю дозволили разговаривать по телефону и громко комментировать происходящее на экране. Благо, было что комментировать.

 

Перед запуском "Века помрачения" залу продемонстрировали нарезку из программных картин, заранее предупредив аудиторию: "Уберите детей!" На экране замелькали кадры из долгожданных кинолент: кадры с весьма приличными человеческими лицами перемежались с бурными секс-зарисовками из телодвижений и специфической мимики. Стало понятно, зрителю представится немало возможностей поразмышлять над своими любимыми темами: секс, сюр и еще раз секс.

 

Для любителей поразмыслить на эротическую тематику умного кино Алексей Кожемякин сразу выдал "черный" список: "«Дефицит» не грозит накрыть зрителя эротической волной. В "Беспокойной Анне" эротики много, но она весьма эстетична. В "Веке помрачения" секс обсуждаем, но почти не демонстрируем. На "Я киборг, но это нормально" и вовсе можно приходить с детишками. "30 дней до рассвета" – ужастик с претензией на особый смысл, но интересный с точки зрения смешения разных жанровых клише, заканчивается вообще откровенным стебом. Все остальное – страсти, страсти, страсти". Смотрим.

 

Вот и настал "Век помрачения"

 

Заключительная часть трилогии Дени Аркана о закате эпохи буржуазных ценностей, сексуальной переориентации,  смене половых и социальных ролей. Фильм рассказывает историю обычного человека – Жан-Марка Леблана, семьянина и маленького госслужащего из Квебека.

 

Мир, окружающий Жан-Марка, в общем-то, привычен для жителя процветающего буржуазного общества. Ну что тут может быть: уличные пробки, бытовые проблемы, постоянные стрессы и болезни, бесконечная болтовня по мобильному, подростки со своим претенциозным мирком, давление системы, карьеризм. Мы к этому уже привыкли и считаем естественными проявлениями современной жизни. Однако в фильме акценты, расставленные по сути на мелочах, делают эту обыденность, для нас ставшую уже почти родной, скользкой, пугающей каким-то сквозящим одиночеством, когда все находятся вместе, но в то же время одни.

 

Каждый уходит от этого неприятного мира по-своему: жена Жан-Марка с головой уходит в карьеру, семью кормит полуфабрикатами и ведет бесконечные переговоры по мобильному; дочери-подростки героя буквально закрывают глаза и уши наушниками и 3D очками, чтобы отключиться и, можно сказать, не видеть и не слышать ничего вокруг, а сам герой уходит в мир своих фантазий. "Серый" очкарик придумывает для себя яркий мир блеска и гламура, где он – успешный писатель и политик, мечта каждой и всякой не чуждой секса женщины. Жан-Марку совсем не хочется вертеться в системе, где каждый – малюсенький винтик громадной машины, а человека там уже нет. Ему хочется того же, чего и всем: красоты, любви, порой – обожания, понимания, участия и заинтересованности в своей персоне.

 

В этом мире системы с маленькими потребительскими радостями человек становится глухим и слепым. И тогда его через указ вышестоящего начальства учат быть человеком "праздничным": сотрудникам госслужбы организуют тренинг, на котором они учатся… смеяться. Вспомните, как давно на вашем рабочем месте проводились тренинги в духе "успешная работа с клиентом" или "радость работы в команде" и содрогнитесь: не исключено, что этот фильм и о вас.

 

Запретный плод не всегда сладок и приятен

 

"Запрещено к показу!" – одна из самых противоречивых и спорных картин фестиваля, представляющая собой полуторачасовую компиляцию семи короткометражек, созданных художниками и независимыми кинематографистами. Цель фильма – описать порнографию на языке сексуальном, современном и откровенном, воздействующем на чувства и на ум. Семь мини-фильмов этой картины исследуют тонкую линию пересечения искусства и порнографии: будь то искусство в обличье порнографии или порнография в обличье искусства. В результате получилась коллекция бросающих вызов, провокационных, странных, а порой крайне неприятных или, напротив, смешных зарисовок. Здесь только сам зритель должен решать, что это такое.

 

Выражаясь очень умными словами Алексея Кожемякина, в таких фильмах, как "Запрещено к показу!", работает проективная психология, когда степень продвинутости каждого отдельно взятого человека проецируется на экран, в зависимости от этого кто-то что-то может увидеть, а кто-то не может.

 

Вот не знаю, умное это кино или нет, но уж точно многие будут в шоке. А многие скажут, что это революционное решение в плане построения кадра, передачи смыслового акцента, психологического возбудителя и т.д. Воистину, каждый решает сам.

 

В качестве аудитории этого фильма должны оказаться и, скорее всего, окажутся подготовленные зрители, понимающие, что секс – это не всегда любовь, а реализация физиологического влечения и фантазии на тему "табу". Остальные же просто не выдержат зрелища.

 

Итак. Югославская королева перформанса Мария Абрамович подошла к поставленной задаче не без юмора и сочинила научно-популярную зарисовку о якобы традиционных балканских обрядах, где человек делится с природой своей плодородной силой, в свою очередь природа отвечает взаимностью. Зритель, кое-что смыслящий в фольклоре, поймет, в чем смысл безумной беготни толпы балканских баб, подставляющих под дождь свои причинные места, а также увлеченное совокупление группы товарищей с матушкой-землей. Хотя, вряд ли можно верить Абрамович, что путем засовывания рыбины сперва в собственное влагалище, а потом мужу в кофе, он, паршивец, отвадится ходить налево.

 

Человек по фамилии Брамбилла – создатель второй картинки – справился по-быстренькому: его взгляд на задачу – две минуты мельчайшей нарезки из порнофильмов и «обычных» фильмов с сексом.

 

Ларри Кларк, известный антрополог, в третьей картине представляет некий порно-кастинг, а по сути – документальное исследование парадоксов сексуальности пубертатного периода, по-русски – как на сексуальные фантазии и представления о сексе поколения 80-х повлияла порнография. Завершает изыскания Кларка 10-минутное соитие юного героя интервью и 40-летней порнозвезды.

 

Фотограф Ричард Принц просто переснял с экрана телевизора внушительный эпизод из порно 70-х годов с участием игривого доктора и грудастой пациентки. Действие идет под расслабляющую, можно даже сказать, романтичную музыку, что целиком и полностью меняет восприятие происходящего на экране.

 

Сэм Тэйлор-Вуд вообще снял почти комедию под названием "Долина смерти": массивный горный пейзаж, на фоне которого вырисовывается детина в джинсах, оглядываясь, парень сбрасывает портки и старательно мастурбирует. Все. Беда в том, что у ковбоя ничего, простите, не выходит, но он очень старается.

 

Шестая картина фильма самая… самая. Мэтью Барни помещает в кадр темнокожего гражданина, который с воткнутой в его зад то ли репкой, то ли брюквой, задумчиво развлекается с неким чудом техники. Для тех, кому все же интересно, что это было: негр терся о вращающийся ведущий вал транспортного средства, направляющегося на карнавал в Байю.

 

В последней картине, носящей говорящее название "We Fuck Alone", Гаспар Ноэ иллюстрирует этот несложный тезис эпизодами с дюже активной нимфеткой и ее мишкой, а также с панком и его резиновой леди. Вот.

 

Свое чисто субъективное, конечно, мнение попридержу. Однако, "Запрещено к показу" – это действительно кино не для всех. Этот фильм, если такой термин применим в данном случае, для экстремалов, людей, стремящихся ко всему новому и эпатирующему, не боящихся экспериментов, в первую очередь, над самими собой.

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 4422 | комментариев:0

Комментарии
 

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
ИТОГИ! Викторина «Деньги или позор»! Участвуй и выигрывай приз от телеканала ТНТ4ИТОГИ! Викторина «Деньги или позор»! Участвуй и выигрывай приз от телеканала ТНТ4
Телеканал ТНТ4 объявляет старт викторины, приуроченной к премьерному выпуску нового сезона самого жесткого комедийного шоу «Деньги или позор».
ИТОГИ КОНКУРСА!!! Киновикторина: «KINGSMAN: ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО» ИТОГИ КОНКУРСА!!! Киновикторина: «KINGSMAN: ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»
Когда штаб-квартиры секретной службы «Kingsman» уничтожены, и весь мир оказался в заложниках у неизвестных, британские суперагенты обнаруживают, что в один день вместе с их организацией была еще создана американская разведка — «Statesman».