Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

"Утомленные солнцем: цитадель": танк с мигалкой

06.05.2011 09:01 Рецензии

Накануне Дня Победы на экраны вышла третья часть саги о легендарном комдиве Михалкове.

 

Вы никогда не думали, какую важную, мистическую роль играют в истории России усы? Вот, скажем, Семен Михайлович Буденный был усат – и сыграл важную роль для молодой советской державы. Был усат Адольф Гитлер, и его влияние на нашу страну тоже бесспорно. А уж лучший друг всех физкультурников Иосиф Виссарионыч Сталин был вообще усат донельзя, и его влияние до сих пор не дает покоя другим, менее усатым личностям. Которые, тем не менее, считают, что тоже влияют на судьбы Родины.
Внимательному читателю, который осилил первый абзац, может показаться, что этот текст не имеет смысла. Да, не имеет. Как не имеет смысла и фильм «Утомленные солнцем: цитадель», который снят был, такое ощущение, только для того, чтобы лучезарный Михалков смог помериться усами с Вождем всех времен и народов. И уж чьи усы круче, тут даже сомнения нет никакого,  у Сталина-то нет «Оскара». Вот только зачем этот замер делать самым высокобюджетным кинопроектом страны – это вопрос вопросов. И бюджет этот, пардон за тавтологию, взят из бюджета же, причем, этой же страны. 
Если «Предстояние» было всего лишь просто плохим, клюквенным, пафосным, но не без изюминок (а один раз даже персиков) фильмом о войне, то «Цитадель» вообще превратилась в набор сцен, режиссура и сценарий для которого была практически не нужна. Великий фильм о великой войне деградировал до фильма-спектакля, где режиссер попытался впихнуть потрепанных героев в те самые, звездные декорации, за которые и был получен «Оскар» и приз Каннского фестиваля. Но труп невозможно реанимировать. Осетрины второй свежести не бывает, как верно сказал некто, с кем Никита Сергеевич в своем творении постоянно ассоциировал Сталина. Насколько легко и непринужденно все было в первой части, настолько же натужно и истерично – в третьей.
Со сценарными линиями автор расправился, обрубая концы, будто опытный ветеринар, купирующий уши щенкам. К черту логику повествования, давайте просто раскидаем всех центральных героев, чья фамилия не Михалков, оборвав их на полуслове. Какие,  к лешему, Митя и Муся? Тут отец дочь свою ищет слепоглухонемую, а вы тут с логикой лезете. А раз нет логики и режиссуры, то надо просто смотреть на то, что делают и говорят на экране. В плане зрелищности «Цитадель», опять же, еще более убогая, чем «Предстояние». Батальная тематика сошла на нет: кажется,  бюджет «распилили» еще на второй части, и денег хватило только на три слабенько нарисованных пикирующих бомбардировщика, которые, по привычке, бомбят раненых. Задницу, правда, тут уже не показывают – кое-какие законы, например, законы физики, Никита Сергеевич начал уважать. Но все остальное визуальное оформление – на уровне военных фильмов 80-х вроде «Батальоны просят огня». Впрочем, зря я сравнил этот хороший фильм с «Предстоянием». Только по части визуальных эффектов, ни более того.
Самый главный провал окончания однопроцентного эпоса – актерская игра. Центральные актеры, видимо, понимают, насколько вообще все в этом фильме фальшиво, и не могут играть достоверно. Виктория Толстоганова ревет белугой и орет как немецкий фельдфебель. Прекрасный актер Роман Мадянов, которому досталась роль бездарного запойного генерала, зачем-то говорил с интонациями в дрова пьяного Бориса Николаевича Ельцина. Возможно, это была тонкая аллюзия на то, что генерал бросил штрафбат в лоб на штурм цитадели так же, как Ельцин бросил в лоб штурмовать Грозный. Но смотрелось это очень нелепо и натужно. На бедного Меньшикова было просто жалко глядеть. Он окончательно запутался в завихрениях характера своего Мити: кто же  его герой – подлец, ревнивец, циник-карьерист, самоубийца, романтический мститель? Поэтому в каждой новой сцене Олег Меньшиков играет что-то совершенно новое, выпадающее из прежнего образа.
Единственной удачей режиссера было сделать героиню Наденьки Михалковой контуженной, а поэтому немой. Нас избавили от той чудовищной манеры актерской игры, если это можно было так назвать, которую дочь показала папе во второй части. Так и хотелось процитировать фразу Леонида Куравлева из фильма «Ищите женщину»: «Ты такая красивая, когда молчишь». Но главной столбом-громкоговорителем фильма, конечно, был Сам. Великолепный в роли поучающего барина. А вот когда Никита Сергеевич начинал говорить жалостливые вещи или размышлять о «людях, менее важных», хотелось неприлично заржать на весь кинотеатр, насколько это было ненатурально в его устах. Разучился, разучился важный киноначальник играть людей маленьких, восседая на телеэкранах большой шишкой или гоняя бесов на канале Youtube. При этом, намеренно ли, случайно ли, но в «Цитадели» есть множество самоцитат из его ранних фильмов, ярких, свежих и дерзких. Вот он видит Наденьку и бежит к ней в длинном пальто, как бежит комиссар к своему другу в «Свой среди чужих, чужой среди своих». Вот он в белом картузе и поддевке скачет на коне и гужбанит на свадьбе, как удалой Сергей Сергеевич в «Жестоком романсе». Даже попытка вдохнуть жизнь в сцены на даче – ни что иное, как попытка сыграть того, самого первого своего Котова, не лубочного, не осененного миррой и сывороткой русской правды, а живого человека. И от этого становится еще более печально, потому что возвращения к истокам у когда-то великолепного режиссера не выходит.
Придираться к «Цитадели»  - занятие глупое и бесполезное, все равно, что ругать послеперестроечные российские боевики. И дело даже не в том, что сценарий фильма не может быть воспринят ни как реальность войны, ни как бред подсознания расстрелянного генерала. И не в том, что, по версии Михалкова, перелом в войне организовали паучок и бурятский снайпер. И не в том, что Солнце отечественного кинематографа через фашистские очки может прожечь дыру в столе. И не в полусумасшедшем немце, отдающем воинское приветствие семье Михалковых на танке.  А в том, что когда в финале  фильма прямо на фоне легендарных «тридцатьчетверок» и солдат в пехотной форме образца 1943 года густо полезли логотипы спонсоров фильма, я, признаться, чуть не охренел. Спасибо, Никита Сергеевич, больше не надо.

Вы никогда не думали, какую важную, мистическую роль играют в истории России усы? Вот, скажем, Семен Михайлович Буденный был усат – и сыграл важную роль для молодой советской державы. Был усат Адольф Гитлер, и его влияние на нашу страну тоже бесспорно. А уж лучший друг всех физкультурников Иосиф Виссарионыч Сталин был вообще усат донельзя, и его влияние до сих пор не дает покоя другим, менее усатым личностям. Которые, тем не менее, считают, что тоже влияют на судьбы Родины.

 

Внимательному читателю, который осилил первый абзац, может показаться, что этот текст не имеет смысла. Да, не имеет. Как не имеет смысла и фильм "Утомленные солнцем: цитадель", который снят был, такое ощущение, только для того, чтобы лучезарный Михалков смог помериться усами с Вождем всех времен и народов. И уж чьи усы круче, тут даже сомнения нет никакого,  у Сталина-то нет "Оскара". Вот только зачем этот замер делать самым высокобюджетным кинопроектом страны – это вопрос вопросов. И бюджет этот, пардон за тавтологию, взят из бюджета же, причем, этой же страны. 

 

Если "Предстояние" было всего лишь просто плохим, клюквенным, пафосным, но не без изюминок (а один раз даже персиков) фильмом о войне, то "Цитадель" вообще превратилась в набор сцен, режиссура и сценарий для которого была практически не нужна. Великий фильм о великой войне деградировал до фильма-спектакля, где режиссер попытался впихнуть потрепанных героев в те самые, звездные декорации, за которые и был получен "Оскар" и приз Каннского фестиваля. Но труп невозможно реанимировать. Осетрины второй свежести не бывает, как верно сказал некто, с кем Никита Сергеевич в своем творении постоянно ассоциировал Сталина. Насколько легко и непринужденно все было в первой части, настолько же натужно и истерично – в третьей.

 

Со сценарными линиями автор расправился, обрубая концы, будто опытный ветеринар, купирующий уши щенкам. К черту логику повествования, давайте просто раскидаем всех центральных героев, чья фамилия не Михалков, оборвав их на полуслове. Какие,  к лешему, Митя и Муся? Тут отец дочь свою ищет слепоглухонемую, а вы тут с логикой лезете. А раз нет логики и режиссуры, то надо просто смотреть на то, что делают и говорят на экране. В плане зрелищности "Цитадель", опять же, еще более убогая, чем "Предстояние". Батальная тематика сошла на нет: кажется,  бюджет "распилили" еще на второй части, и денег хватило только на три слабенько нарисованных пикирующих бомбардировщика, которые, по привычке, бомбят раненых. Задницу, правда, тут уже не показывают – кое-какие законы, например, законы физики, Никита Сергеевич начал уважать. Но все остальное визуальное оформление – на уровне военных фильмов 80-х вроде "Батальоны просят огня". Впрочем, зря я сравнил этот хороший фильм с "Предстоянием". Только по части визуальных эффектов, не более того.

 

Самый главный провал окончания однопроцентного эпоса – актерская игра. Центральные актеры, видимо, понимают, насколько вообще все в этом фильме фальшиво, и не могут играть достоверно. Виктория Толстоганова ревет белугой и орет как немецкий фельдфебель. Прекрасный актер Роман Мадянов, которому досталась роль бездарного запойного генерала, зачем-то говорил с интонациями в дрова пьяного Бориса Николаевича Ельцина. Возможно, это была тонкая аллюзия на то, что генерал бросил штрафбат в лоб на штурм цитадели так же, как Ельцин бросил в лоб штурмовать Грозный. Но смотрелось это очень нелепо и натужно. На бедного Меньшикова было просто жалко глядеть. Он окончательно запутался в завихрениях характера своего Мити: кто же  его герой – подлец, ревнивец, циник-карьерист, самоубийца, романтический мститель? Поэтому в каждой новой сцене Олег Меньшиков играет что-то совершенно новое, выпадающее из прежнего образа.

 

Единственной удачей режиссера было сделать героиню Наденьки Михалковой контуженной, а поэтому немой. Нас избавили от той чудовищной манеры актерской игры, если это можно было так назвать, которую дочь показала папе во второй части. Так и хотелось процитировать фразу Леонида Куравлева из фильма "Ищите женщину": "Ты такая красивая, когда молчишь". Но главным столбом-громкоговорителем фильма, конечно, был Сам. Великолепный в роли поучающего барина. А вот когда Никита Сергеевич начинал говорить жалостливые вещи или размышлять о "людях, менее важных", хотелось неприлично заржать на весь кинотеатр, насколько это было ненатурально в его устах. Разучился, разучился важный киноначальник играть людей маленьких, восседая на телеэкранах большой шишкой или гоняя бесов на канале Youtube. При этом, намеренно ли, случайно ли, но в "Цитадели"есть множество самоцитат из его ранних фильмов, ярких, свежих и дерзких. Вот он видит Наденьку и бежит к ней в длинном пальто, как бежит комиссар к своему другу в "Свой среди чужих, чужой среди своих". Вот он в белом картузе и поддевке скачет на коне и гужбанит на свадьбе, как удалой Сергей Сергеевич в "Жестоком романсе". Даже попытка вдохнуть жизнь в сцены на даче – ни что иное, как попытка сыграть того, самого первого своего Котова, не лубочного, не осененного миррой и сывороткой русской правды, а живого человека. И от этого становится еще более печально, потому что возвращения к истокам у когда-то великолепного режиссера не выходит.

 

Придираться к "Цитадели"  - занятие глупое и бесполезное. Все равно, что ругать послеперестроечные российские боевики. И дело даже не в том, что сценарий фильма не может быть воспринят ни как реальность войны, ни как бред подсознания расстрелянного генерала. И не в том, что, по версии Михалкова, перелом в войне организовали паучок и бурятский снайпер. И не в том, что Солнце отечественного кинематографа через фашистские очки может прожечь дыру в столе. И не в полусумасшедшем немце, отдающем воинское приветствие семье Михалковых на танке.  А в том, что когда в финале  фильма прямо на фоне легендарных "тридцатьчетверок" и солдат в пехотной форме образца 1943 года густо полезли логотипы спонсоров фильма, я, признаться, чуть не охренел. Спасибо, Никита Сергеевич, больше не надо.

 

Корреспондент МОRS'a смотрел фильм в новосибирском кинотеатре "Синема Парк".

 

"Цитадель"  в кинотеатрах  Новосибирска 

"Цитадель" в кинотеатрах Омска

"Цитадель"  в кинотеатрах Иркутска 

"Цитадель" в кинотеатрах Барнаула

"Цитадель" в кинотеатрах Кемерова

"Цитадель" в кинотеатрах Новокузнецка 

 

 

 

Другие статьи автора:
02.08.2013 РЭД-2: воюй баба, воюй дед, воюй русский медведь
14.07.2013 "Тихоокеанский рубеж": теплый ламповый робот
17.05.2013 "Стартрек: Возмездие": гражданин Хан
26.04.2013 "Киногид извращенца: идеология": огурец – не просто огурец
12.04.2013 "Ку!: Кин-дза-дза": скрипач не нужен
29.03.2013 G.I. Joe: Бросок кобры 2: нинздя, рейнджер и Брюс Уиллис

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 47364 | комментариев:109

Комментарии
 

chaos-jon: 06.05.2011 10:10

Ржака, написано с юмором)))
МИхалков облажался

 

642293: 06.05.2011 10:20

Вот теперь уж точно смотреть не буду !! Автору - respect, Михалков - г...н !

 

downloading: 06.05.2011 10:21

Вас тоже не поймешь.Вы тут как кинокритик или борец с вельможами выступаете.Мне начхать на вашу ненависть к михалкова(неважно заслуженно или нет) Как фильм то.Тон автора заставляет усомниться в объективности.

 

D.R.MAD: 06.05.2011 10:29

облажался не Михалков, а его родители когда его рождали)

 

D.R.MAD: 06.05.2011 10:30

пардон, "рожали" )

 

RabbitKiller: 06.05.2011 10:43

Автор что - то имеет против Бурятского снайпера?

 

stereonin: 06.05.2011 11:01

Михалков обиделся, наверное)

 

lexx258: 06.05.2011 11:12

Афтор ты сеешь хрень среди масс своей личной нелюбовью к Михалкову (наверное и сам не усат =)). Дерьма на экране много, но наезды на одного Михалкова. Браво Тарантине за его шедевральное гавно про то как кучка евреев спалила Гитлера БРАВО! очень исторический точный фильм с обалденным идиотским сценарием. Будь объективен если пытаешься что то донести до людей, а не лей помои в ту же яму куда и без тебя народу много сходило.

 

luda1: 06.05.2011 11:57

Фильм параша.И все русские фильмы тоже!

 

Zliden1965: 06.05.2011 12:11

Не путайте русские фильмы и российские. Это разные вещи. Вы что г-на Михалкова за русского принимаете?

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
ИТОГИ! Викторина «Деньги или позор»! Участвуй и выигрывай приз от телеканала ТНТ4ИТОГИ! Викторина «Деньги или позор»! Участвуй и выигрывай приз от телеканала ТНТ4
Телеканал ТНТ4 объявляет старт викторины, приуроченной к премьерному выпуску нового сезона самого жесткого комедийного шоу «Деньги или позор».
ИТОГИ КОНКУРСА!!! Киновикторина: «KINGSMAN: ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО» ИТОГИ КОНКУРСА!!! Киновикторина: «KINGSMAN: ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»
Когда штаб-квартиры секретной службы «Kingsman» уничтожены, и весь мир оказался в заложниках у неизвестных, британские суперагенты обнаруживают, что в один день вместе с их организацией была еще создана американская разведка — «Statesman».