Мужчины в кино: Форест Гамп и волшебная палочка

22.07.2010 13:32 Явления

Герои массовой культуры —  это, можно сказать, лакмусовая бумажка для поколений. Каждое из них возводит на пьедестал своих бредов питтов и анджелин джоли.  Правда, за последние сто лет кумиры значительно измельчали. Зато обзавелись волшебными палочками.  Почему? На этот вопрос может ответить только психолог.  

Культурологи в курсе, что  массовая культура — продукт комплексный. И формируется она с помощью наиболее активных ее представителей, частично — согласно требованиям экономики и политики, частично —  веяниями времени. Но в первую очередь — менталитетом тех людей, на которых она в основной массе направлена. То есть с помощью нас с вами. И именно наши потребности рождают все новых и новых героев, за возможность увидеть которых на экране мы с удовольствием отдаем денежки.

 

А так как массовая культура, несомненно, зародилась и расцвела буйным цветом именно в Америке, попробуем  проследить эволюцию образов ее героев в кино: от черно-белой картинки до новомодного "тридэ". 

 

Черно-белые  герои

 

В самом начале кинематографа, как и в самом начале Библии, все было до банальности просто: в фильме должны были быть мужчина и женщина. Они оба должны были двигаться. Вот, собственно, и все, что было необходимо для привлечения зрительского внимания и кассовых сборов. Правда, длилось это счастье недолго. Ровным счетом до первого грехопадения, то бишь до изобретения звукового кино. Но и звуковые эффекты (довольно убогие в то время, кстати) зрителю быстро надоели. Это и понятно: народ требовал новых аттракционов. И кинопроизводителям пришлось призадуматься. Вернее, вспомнить о том, что больше всего людям интересны… они сами.

 

Именно в то время на экранах появились различные "рабы любви", "клеопатры" и  прочие "спартаки". А в противовес им родился герой Чарли Чаплина – странный одинокий  маленький человечек, по-своему пытающийся не потеряться в этом большом враждебном мире. И поэтому смешной. Правда, как показала история, одинокий маленький человек пережил всех "рабов любви" вместе взятых.  

 

Все настоящие мужчины погибли на войне

 

Сразу после Великой Отечественной войны возник любопытный эффект: так как мужское народонаселение стремительно сократилось (причем, по собственному же желанию), женщинам пришлось резко стать для мальчиков и мамами и, в некотором смысле, папами. А так как папа из мамы понятно какой, результат получился интересный: несколько поколений мужчин выросли избалованными маменькими сыночками, убежденными, что мир просто обязан крутиться исключительно вокруг их интересов. Мужчина даже и сам не заметил, как  постепенно начал превращаться в ребенка.

 

— Общая тенденция к инфантилизации героя вызвана культом молодости, — комментирует психолог Елена Мельникова. — Кстати, есть еще один момент, который наблюдается в течение последних ста лет — удлинение периода детства. Содержание труда в 19 веке было очень простым: в 14 лет ребенка признавали взрослым. Сейчас усложнилась структура знания, увеличились информационные потоки, и психика созревает медленнее. 

 

Что интересно, в связи с этим такой привлекательный (и для мужской, и для женской половины человечества) образ, как одинокий и никем не понятый стрелок (ковбой, коп, убийца или вор) — вспомнить хотя бы Клинта Иствуда или Чарльза Бронсона — постепенно становился все более и более одиноким. То есть менее и менее популярным.  

 

Если проследить эволюцию развития образа Джеймса Бонда, то легко можно отметить, как  из джентльмена (всего из себя культурного и утонченного) постепенно образовался Дениэл Крейг — предпочитающий сначала стрелять, а потом думать. Которому практически все равно, что пить, но не все равно, как одеваться. Новый Джеймс Бонд не прочь пустить слезу при случае, и иногда он кажется совершенно беспомощным. Особенно если дело касается женщин.

 

И самое главное — новые герои спасают уже не какую-то конкретную женщину. А непосредственно сразу ВЕСЬ МИР. Чего мелочиться-то?

 

Спасая мир

 

Последние 30 лет Голливуд развил буйную деятельность по поводу штамповки героев. В середине 80-х — начале 90-х махровым цветом расцветает новый тип героя — мускулистый парень с чем-то вроде пулемета наперевес. Пока герои Арнольда Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне спасали мир с помощью наращивания мышечной массы, рядом совершенно тем же занимались всевозможные малдеры, но уже с помощью интеллекта и Интернета.

 

Но, в принципе, можно ведь не иметь ни того, ни другого, но при этом нравиться зрителям. Такого персонажа дал миру "Титаник", герой Леонардо Ди Каприо надолго поселился в сердцах дам. Просто потому, что был мил, а потом быстро и красиво умер во льдах под душераздирающую музыку.

 

"Матрица" родила нового сверхпопулярного героя, на радость тщедушным сисадминам. Если реальный мир — не настоящий, стало быть, можно себя придумать каким угодно? При этом, в реальности обладая минимальным набором исходных привлекательных качеств.  Своеобразными вариациями этой темы стали персонажи Итон Хант ("Миссия невыполнима"), Питер Паркер ("Человек-Паук"). А также… Гарри Поттер, Люк Скайвокер и персонажи "Сумерек". Хотя, началось все, конечно же, с Супермена, рожденного на планете Криптон.  

 

— А вот идеи суперменства и магического всесилия, наверное, интересны психоаналитически, — комментирует Елена Мельникова. — Почему людям нравится смотреть на героя, который может все? Видимо, потому, что сами зрители в повседневности устали биться о неразрешимые проблемы, у них существует вера в торжество справедливости. Интерес к магии сейчас очень показателен. Если ссылаться на авторитеты, то я сошлюсь на Александра Дугина, философа, социолога, профессора МГУ: мы живем в точке парадигмального сдвига, когда идеи рационального познания вытесняются магическим мышлением, поскольку слишком много иррациональности в социуме. По его мнению и по мнению ряда философов, мы живем в эпоху высокотехнологичного средневековья. И как это ни странно, это состояние возникло благодаря прогрессу: вся техника, для создания которой требуются хорошие инженерные познания, создана для чайника, которому не нужно ничего осваивать, думать. Нужно жать кнопки. Поэтому мальчик-герой, который даже кнопок не жмет — это может быть еще и ностальгия по средневековым мифам.

 

В этой компании герой Чарли Чаплина не может не обладать сверхспособностями. Правда, способности у него тоже весьма специфические. Ведь он так и остался странным одиноким маленьким человеком. И зовут его теперь не Чарли, а Форест. Форест Гамп.   

И поклонников у него куда меньше, чем у того же Люка Скайуокера. 

Другие статьи автора:
29.02.2016 «ОСКАР 2016»: какой скандал!
25.02.2016 «Гордость и предубеждение и зомби»: девочки по вызову
30.01.2016 Самые ожидаемые фильмы февраля
27.01.2016 «Секретные материалы»: любимые, не возвращайтесь!
11.01.2016 Снежные скульптуры в Новосибирске: моргала выколю!
04.01.2016 «Шерлок:Безобразная невеста»: секс, наркотики, феминизм

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 15661 | комментариев:32

Комментарии
 

Favorit87: 22.07.2010 19:13

форест гамп супер фмльм!:)

 

Львович: 22.07.2010 19:16

Форест! Беги...!!!

 

rinik11: 22.07.2010 19:20

Вот так диагноз - инфантилизм. Да все проще на самом деле. Людям нужны новые герои, потому что старые приедаются. Смотреть на одних "арнольдов" людям надоело, вот и придумали диаметрально противоположных по всем показателям персонажей.

 

mals: 22.07.2010 19:26

мда...видать не везло Ульяне с мужиками...

 

maxi-1982: 22.07.2010 20:01

Форест - рулит! Он прямолинеен и нефиг отвлекаться на мелочи!

 

KSUSHA.RED: 22.07.2010 20:03

и не только ей, вот поэтому такие персонажи и вызывают симпатию, они ранимы,их хочется опекать, вот и срабатывает материнский инстинкт: ах.ты маленький, бедненький, хорошенький...

 

Затворник: 22.07.2010 20:46

Дамочка, сколько же говна у вас в голове!

 

rinik11: 22.07.2010 22:37

Хороший, годный троль ...

 

RiddleUU: 22.07.2010 22:45

Любопытнейшая статья - не понял довольно значительную часть текста. Например вот это что за набор букв - "в точке парадигмального сдвига, когда идеи рационального познания вытесняются магическим мышлением, поскольку слишком много иррациональности в социуме" - неужели автор подумала что сей шифр поймёт больше 7% читающих. Временная линия по отношению к героям проведена явно не разборчиво, писали бы тогда уж "30-40 года - такие герои" - "40-50 такие" почему в эти времена именно они стали героями и.т.д. Да и последний абзац логичнее было бы сделать предпоследним.

 

Пекарь: 22.07.2010 22:50

Френки....заткни варежку...Форест Гамп очень красивый фильм!!! А тебе просто завидно что такому "дураку" хоть и в кино но прет по жизни не подетски...потомучто ты не можеш оторвать жопу от экрана по которому крутят твою любимую порнуху...)))))

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
ИТОГИ! Викторина «Деньги или позор»! Участвуй и выигрывай приз от телеканала ТНТ4
ИТОГИ! Викторина «Деньги или позор»! Участвуй и выигрывай приз от телеканала ТНТ4
Телеканал ТНТ4 объявляет старт викторины, приуроченной к премьерному выпуску нового сезона самого жесткого комедийного шоу «Деньги или позор».
ИТОГИ КОНКУРСА!!! Киновикторина: «KINGSMAN: ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО» ИТОГИ КОНКУРСА!!! Киновикторина: «KINGSMAN: ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»
Когда штаб-квартиры секретной службы «Kingsman» уничтожены, и весь мир оказался в заложниках у неизвестных, британские суперагенты обнаруживают, что в один день вместе с их организацией была еще создана американская разведка — «Statesman».
ИТОГИ розыгрыша билетов в КИНО на х/ф «Теснота»ИТОГИ розыгрыша билетов в КИНО на х/ф «Теснота»
1998 год, Нальчик. Илана - девочка-подросток из хорошей семьи, которая все делает наоборот. Перечит матери. Спорит с отцом. Чинит машины в автомастерской, не вылезая из спецодежды. Встречается с парнем, который не нравится ее родителям...
На форуме
20.01.18 12:12 artyem
Куда сходить в Новосибирске?
Сообщений в теме: 128
14.02.17 13:01 alphazon
Боулинг Белово
Сообщений в теме: 0
01.09.16 17:05 Corei3AVX
Почему вы не ходите на вечеринки?
Сообщений в теме: 6
Редакция: (383) 347-86-84

Техподдержка: (383) 347-22-44
help.sibnet.ru
Размещение рекламы:
тел: (383) 347-06-78, 347-10-50

Правила использования материалов