Народная рецензия: "Аватар"

22.12.2009 17:00 Рецензии

Народный корреспондент MORS'а представил свое альтернативное видение проблематики фильма Джеймса Кэмерона "Аватар".

 

Когда-то давно я, будучи обыкновенным постсоветским ребенком с еще не до конца сформировавшейся системой ценностей, очень любил читать авторские предисловия советских переводчиков к тем немногочисленным научно-фантастическим произведениям иностранных авторов, что время от времени публиковались в Советском Союзе.

 

С самим содержанием научно-фантастических романов я знакомиться не очень-то спешил. Чтение длинных занудных текстов мне казалось излишне скучным занятием. Было довольно забавно почитать социалистически ориентированный творческий пересказ произведения, где переводчик-рецензент брал на себя смелость утверждать, что содержащаяся в романе сюжетная линия о героической борьбе красноголовых ящероподобных гуманоидов с какой-нибудь Альфа-Омеги и яйцеголовых захватчиков с Альфа Центавра является не просто художественным описанием войны двух не похожих рас, а художественным воплощением личного протеста автора против звериной сущности капитализма.

 

Временами сильно раздражал излишне морализаторский тон таких творческих оценок чужих произведений. Жгучее желание рецензентов лишний раз отозваться о нравственном кризисе, переживаемом в настоящий момент в странах Запада, абсолютно диссонировал с моим внутренним стремлением поскорее приобщиться к таким фундаментальным и незыблемым основам западной цивилизации, как "Макдональдс", жвачка и "Кока-кола".

 

"Кока-кола" и духовный кризис потребительского мышления казались мне тогда понятиями, не имеющими ничего общего. Более того, само существование в нашем мире таких чудесных благ цивилизации, как "Макдональдс", и прочих потребительских "ништяков" могло оправдать зло, которое несет всеобщая глобализация. Но это было давно. С тех пор прошло много лет.

 

Сюжетная линия, повествующая об одном крутом морском пехотинце, самоотверженно защищающем мирных местных аборигенов от злых и жестоких агрессоров, в мировом кинематографе встречается не впервые. Раньше в Голливуде такие фильмы снимали десятками. Особенно в 80-ые годы. В качестве примеров можно привести "Рэмбо 3" с Сильвестром Сталлоне и "Красный скорпион" с Дольфом Лундгреном.

 

В Советском Союзе фантастику как жанр искусства, наиболее сложно поддающийся тотальному цензу, не очень жаловали. Поэтому снимали ее неохотно. Зато отечественные писатели-фантасты изводили тонны бумаги, описывая в мельчайших подробностях приключения отважных потомков покорителей Байкало-Амурской магистрали на бескрайних просторах вселенной. В них коренное население еще не успело познать все радости социалистического строя, но благодаря комсомольцам-добровольцам с межзвездных звездолетов "В.И. Ленин" и "1000 лет завоеваниям Октября" все-таки избавлялось от тяжких пут капиталистического гнета и начинало жить счастливо.

 

У всех этих историй кроме неизменного хеппи-энда была еще одна общая черта. Заключалась она в следующем: в произведении с помощью ярких и запоминающихся образов автор пытался продемонстрировать жестокость и бесчеловечность враждебной  цивилизации, ошибочность и неправильность чужого мышления. Люди "своего" мира (мира, к которому принадлежал автор), согласно сюжету, всегда обладали особой пассионарностью, что выделяло их на фоне других – "непросветленных" – героев, которые следовали за своим "спасителем" и внимали всем его словам и поступкам.

 

После просмотра таких фильмов и прочтения таких книг простой обыватель должен был лишний раз убедиться в торжестве и превосходстве господствующего в его среде образа мышления, в совершенстве окружающего его мира. Попутно немного пособолезновав тем неразумным дикарям, что еще не успели разделять с ним сладкий вкус познания "истинных ценностей".

 

Войны, являющиеся по сути истреблением народов и культур с целью присвоения более сильной цивилизацией жизненного пространства дикарей, все же никогда не воспринимались людьми как обыкновенный бизнес. Попытка вооруженного вторжения одного государства в пределы другого всегда подкреплялась особой мифологизацией, и вооруженная агрессия приобретала мистический оттенок битвы за фундаментальные основы человеческой цивилизации. Так было и со Средневековыми крестовыми походами, и с Гитлеровским наступлением.

 

У любого потенциального пушечного мяса, отправляющегося на очередную бойню за возможность сильных мира сего набивать свои закрома золотом, в недрах сознания должна была зреть мысль, что он отправляется убивать других людей не ради чьей-то наживы, а ради светлого образа той неземной идеи, которая дает стимул жить и стимул умирать. Иначе грань, отделяющая в сознании солдата светлый образ спасителя своей цивилизации от образа обыкновенного убийцы и преступника, могла исчезнуть совсем. А из убийцы и преступника отличного солдата не получится. Преступник жертвовать своей жизнью ради других не будет. Мертвецу деньги не нужны.

 

В прежние времена это понимали, в связи с чем всегда уделяли большое внимание идейно-нравственному воспитанию будущих "спасителей фундаментальных основ цивилизации". Именно поэтому все рыцарские ордена одновременно были и монашескими орденами, члены которых подвергались глубокой идеологической обработке.

 

Но в наш "просвещенный" век всеобщей толерантности, свободы совести, войны уже перестали обладать ненужным символизмом. Власть имущие уже не стесняются того, что в глазах общественности любая война предстает обыкновенным бизнесом.

 

Осознание суровых и жестоких реалий действительности, по идее, должно взрывать общественное сознание, заставлять людей выходить на улицы и протестовать против таких форм ведения бизнеса. Но ничего подобного не происходит. Мысль о том, что в наши дни кассетные бомбы могут сыпаться на головы мирных граждан, проживающих в другой стране, не потому что население этой страны может представлять какую-то опасность христианской цивилизации или всему западному миру, а только потому, что живет на интересующих агрессоров природных богатствах, в наше время перестала кого-либо пугать.

 

Налицо тот самый нравственный кризис потребительского мышления западной цивилизации, на который любили указывать в предисловиях советские переводчики западных текстов.

 

Своеобразным приговором такому бездуховному, безыдейному обществу и является последний фильм режиссера Джеймса Кэмерона "Аватар". А его финальные кадры, где сама планета Пандора восставала против бездуховных землян захватчиков, довершают режиссерскую мысль.

 

Абсолютной нелепицей на этом фоне выглядит финальный вопрос полковника Майлза, обращенный к синей личине бывшего морпеха Джейка Салли: "Каково быть предателем?". Именно в этот момент понимаешь, что никаким предателем Салли быть не может. Разве он предавал свою страну, своих друзей, свою любовь? Нет. Просто, выбирая между правом существования самобытного мирного инопланетного народа На'Ви и алчными интересами земных ублюдков, он выбрал первое.

 

Впрочем, задуматься над фильмом может не только американская аудитория. Русским исконно-посконным патриотам тоже есть над чем поразмыслить. Сколько малых народов Сибири и Дальнего Востока фактически исчезло в результате русской экспансии на восток? Подобно На'Ви, они с большим почетом и уважением относились к населяющим их землю животным и прочим живым существам. Одухотворяли их и никогда не убивали больше, чем нужно было для пропитания. Но потом на их землю приходили русские промысловики, пренебрежительно относившиеся к местным суевериям, которые в своей Библии прочитали, что любое животное создано их Богом для служения человеку и не может значить больше, чем просто ценный мех и вкусное мясо. В результате местные животные практически полностью исчезали, а маленький народ лишался традиционных источников промысла, что автоматически приближало его к грани полного исчезновения.

 

Приглашаем всех, кто видит в себе творческий потенциал, становиться нашими "народными" авторами. Пробы пера можно слать на почту mors@support.sibnet.ru либо добавлять в раздел профиля "Мои материалы".

 

Читайте также:

Рецензия Ильи Стахеева на фильм "Аватар"

Джеймс Кэмерон и Сэм Уортингтон об "Аватаре"

 

СМОТРЕТЬ "АВАТАР":

"Аватар" в кинотеатрах Новосибирска.

"Аватар" в кинотеатрах Барнаула.

"Аватар" в кинотеатрах Кемерова.

"Аватар" в кинотеатрах Новокузнецка.

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 15512 | комментариев:46

Комментарии
 

trunk8: 22.12.2009 18:49

это рецензия на фильм?! - незачот.

 

Kzot X: 22.12.2009 19:01

Надеюсь фильм не такой нудный как этот отзыв! Уснул почти, читая!

 

hard.70: 22.12.2009 19:20

Вот это рецензия, глубоко копнул! Просматривая фильм, думай о бородатых геологах отнимающих жизненное пространство у бедных чукчей и о проклятых америкосах бомбящих ирак.

 

Tolmache: 22.12.2009 20:38

Конкретно по фильму то автор ничего и не написал. Какие то философские измышления. Во его понесло)))

 

deget8: 22.12.2009 21:10

С таким же успехом какой нибудь другой умник скажет, что в этом фильме тайным смыслом является пропоганда тирольских песен!:) P.S.: это я к примеру, в фильме такого нет. Но такие "умники" там и это могут увидеть!

 

LLIAX: 22.12.2009 22:23

Автор! А вы ожидали от голливуда вдруг сейчас увидеть что-то похожее на программу "Культура"?! Смотрите на жизнь своими глазами, но пишите что-то поинтересней! Не заставил утереть слезу!

 

SVSD_VAL: 23.12.2009 01:56

Классный фильм, отличный сюжет, хорошая играфика, даже меня на слезу пробило :'(

 

SVSD_VAL: 23.12.2009 01:57

тьфу опичатки, и классый OST =_

 

ksevian: 23.12.2009 06:42

не знаю меня фильм как таковой в восторг невёл да фильм бывает нудным и надоедливый в фрагментах! И вапше вся эта тема канала "Культура" меня не очень впечатлил! Вы как хотите судите сами но от этова ФИЛЬМА лично я ждал большого!Так што могу сказать что фильмец тянет на твёрдую 3.

 

ua9ukp: 23.12.2009 07:34

Лучше этого фильма пока ничего не было. Знаю людей, которые пошли смотреть по третьему разу! Однако смотреть необходимо только в 3D.

 

Обсуждение на форуме сибнет

[Обновить]

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
ИТОГИ розыгрыша билетов в КИНО на х/ф «Теснота»
ИТОГИ розыгрыша билетов в КИНО на х/ф «Теснота»
1998 год, Нальчик. Илана - девочка-подросток из хорошей семьи, которая все делает наоборот. Перечит матери. Спорит с отцом. Чинит машины в автомастерской, не вылезая из спецодежды. Встречается с парнем, который не нравится ее родителям...
Итоги викторины: «Сказ о Петре и Февронии»Итоги викторины: «Сказ о Петре и Февронии»
XIII век. Злодей захватил власть в Муромском княжестве. Только отважный воин Петр выходит на бой со злодеем и побеждает его. Но ядовитая кровь колдуна отравляет спасителя княжества. 
ИТОГИ! Киновикторина «ЧУЖОЙ: ЗАВЕТ»ИТОГИ! Киновикторина «ЧУЖОЙ: ЗАВЕТ»
Шесть призовых мест и море подарков - уже ждут вас!
На форуме
14.02.17 13:01 alphazon
Боулинг Белово
Сообщений в теме: 0
01.09.16 17:05 Corei3AVX
Почему вы не ходите на вечеринки?
Сообщений в теме: 6
Редакция: (383) 347-86-84

Техподдержка: (383) 347-22-44
help.sibnet.ru
Размещение рекламы:
тел: (383) 347-06-78, 347-10-50

Правила использования материалов