Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

У хранителей святыни палец пляшет на курке

06.03.2009 14:39 Рецензии

У русских людей стереотипов относительно американцев не меньше, чем у американцев относительно нас. По их мнению, мы ходим с балалайкой и ручным медведем в сорокаградусный мороз в одной косоворотке и пьем водку, а они, по нашему мнению, – жирные любители бигмаков, читающие неимоверно тупые комиксы, в которых тупой добрый герой бьется с еще более тупым злодеем. Берегите свой мозг, фильм Зака Шнайдера "Хранители" перевернет все ваши предубеждения относительно комиксов.

Всем скептикам имени Лаптя и Сохи давно пора уяснить, что культура комиксов, хотя и чуждая нам, уже давно стала глубже и сложнее примитивных рисованных лубков. Для тех, кому кажется, что все так просто, советую вспомнить наши русские сказки – насколько они просты внешне, и сколько смысла в них можно найти, если покопаться. Да и то сказать, время позитива в американских комиксах прошло. На смену лучезарным Суперменам и Человекам-Паукам пришли Город Грехов и Watchmen.

 

Комиксы Watchmen, кстати, даже не американские, их придумал англичанин Алан Мур, автор таких культовых вещей, как "В значит Вендетта" и "Лига выдающихся джентльменов". Как и в большинстве случаев, наши локализаторы опять жирно облажались с переводом названия: Watchmen уместнее перевести как "смотрители" или, выражаясь современным жаргоном, "смотрящие". Ничего они не хранят, они присматривают за человечеством, время от времени отводя его за руку от беды, вроде несправедливых войн, уголовщины и коррупции. Потом человечество выросло и, конечно, позабыло о своих смотрителях, решив, что оно вообще-то ужасно самостоятельное, а посему в этих супергероях в масках не нуждается. И вообще, зачем им маски? США – свободная страна, люди здесь имеют право знать, что за лицо у этих сверхчеловеков? Да и кроме того, они присматривают за нами, а кто присмотрит за ними?

 

И постепенно славные воины чести и справедливости начали уходить на покой, становясь полицейскими, заправщиками, домохозяйками, писателями, бизнесменами, а то и вовсе подрядились выполнять грязные делишки для правительства (надо заметить, что действие происходит в "виртуальной реальности", в Америке, в которой не удалось довести Уотергейтское дело до отставки Ричарда Никсона). И только один из них, Роршах, не пошел на компромисс с обществом и властями, демонстративно оставив на трупе одного из злодеев слово Never, в доступной форме символизирующее, что поступиться принципами упрямец не желает. И вот последний оставшийся "в деле" супергерой обнаруживает, что на экс-команду начинается охота. Сначала ему никто не верит, но, как выясняется, конечно, зря...

 

В чем, собственно, всегда была основа стандартного комикса? Стержень такого творения – чистое и незамутненное противостояние Добра и Зла. Не добра и зла, а именно так: Добра и Зла. Если добро, то оно абсолютное, несмотря на то, что иногда приходится кого-то бить. Бить – это максимум, но ни в коем случае не убивать. Злодея нужно поймать и сдать властям. Такое однообразие делает положительного героя хоть и скучноватым, но любимым детьми и уважаемым взрослыми. Злодей – он поизобретательнее в плане выдумывания гадостей, но всегда достаточно туп для того, чтобы справиться с Супергероем. Такова схема большинства комиксов.

 

А что же придумал Алан Мур, а потом блестяще визуализировал Зак Шнайдер? Они сделали простую, но разорвавшую все шаблоны вещь – в "Хранителях" нет добра и зла. В этом котле два мастера ловко сшибли лоб в лоб основные политические идеи, социально-философские воззрения и религиозные взгляды, которые сейчас являются основой поступков людей, обществ и стран. Каждый герой является символом такой идеи. Роршах – типичный представитель мнения "око за око", старой языческой идеологии. Комедиант – ультраправый "ястреб", считающий белых американцев богоизбранными, а всех остальных унтерменьшами. Как говорил сержант Хартман в "Цельнометаллической оболочке", "У меня во взводе нет расизма. Мне одинаково пофиг на жидов, нигеров, макаронников и латиносов. Вы все одинаково никчемны". При этом он, конечно, республиканец. Дэн и Салли – христианские протестанты, с убежденной любовью к ближнему и, вместе с тем, смирением с мирским укладом. Адриан Вайд – социалист и коммунист (его даже в фильме в этом упрекнули. И кто – Ли Якокка!), который убежден, что все войны происходят из-за неравенства средств производства и ресурсов и попыток это все переделить (все по Марксу). Ну а доктор Манхэттен проповедует сплошной у-вэй и "большую колесницу", того гляди, начнет декламировать Четыре Благородные Истины, а на Марсе, удалившись от мирской суеты, медитирует на стеклянный часовой механизм.


В каждой идеологии есть свои плюсы и минусы. Но, как только одна из них становится главенствующей, при всех плюсах начинают также очень сильно проявляться и минусы. Потому что плюсов других идеологий, которые сдерживали эти минусы, уже тоже нет, они уничтожены. А если нет баланса, может случиться все, что угодно, да такое – волосы дыбом встанут. Вот именно это столкновение и демонстрировали нам "Хранители" в блестящем исполнении режиссера и актерского ансамбля.

 

Зак Шнайдер явно прыгнул выше своего предыдущего успеха – фильма "300 спартанцев". Он был очень концептуален по исполнению, привлекателен эстетикой жестокости, суровой мужественности и войны, но идейно, конечно, вовсе неглубок. В "Хранителях" ты уже минуты с 20-ой просмотра понимаешь, что следишь не за красивыми эффектами и отличными боями, а за развитием сюжета. Искушенный зритель найдет в нем отсылки (это в комиксе-то) к Фрейду, Достоевскому, Конфуцию и даже к Джону Леннону с его "И мир будет как единое целое".

 

До этого только "Темный рыцарь" был фильмом по комиксу, где ты душевным переживанием героев и сюжетным хитросплетениям уделяешь больше внимания, чем визуальному совершенству картинки. "Хранителям" тоже удалось перепрыгнуть эту планку. Небольшие реверансы "Рыцарю" в фильме есть, например, в сцене, где Дэн стоит напротив своего суперкостюма. Однако это ни в коем случае не плагиат, а скорее попытка продолжить начатое. Фильм длится два с половиной часа, но при этом время пролетает незаметно: ты целиком погружаешься в это мрачный мир, поданный режиссером с висельным юмором, неприглядными сторонами и несовершенством даже на физиологическом уровне.

 

Очень удачным получился кастинг. И это несмотря на то, что в фильме даже искушенному киноману сложно встретить знакомое лицо. Разве что поклонники сериала Supernatural узнают в Комедианте папашу Винчестера. Но отыграны все типажи крайне достоверно и даже, я бы сказал, виртуозно. Парадокс, но одной из главных актерских находок был Джеки Эрл Хейли, сыгравший Роршаха, персонажа, который большую часть экранного времени ходил с закрытым лицом. Его стремительная пластика, многозначительные жесты, даже походка и осанка – все выдает человека бескомпромиссного, несгибаемого и верящего в свою идею справедливости. К слову сказать, актер – обладатель черного пояса по каратэ, так что боевые сцены с его участием также весьма достоверны. Просто прекрасно холодноватого умника Адриана Вайда сыграл малоизвестный английский актер Мэтью Гуди. Женские роли были послабее, но не настолько, чтобы даже на йоту испортить всю композицию.

 

Визуальные эффекты – это что-то фантастическое. Каждая картинка, каждый план, каждый кадр так тщательно продуман с точки зрения цвета, ракурса, идеи, что можно весь фильм нарезать скриншоты и ставить на рабочий стол компьютера (если вам больше 21 года, конечно). А эта картинка еще и наложена на умопомрачительный саундтрек, в котором Боб Дилан чередуется с Simon and Garfunkel и Леонардом Коэном, и музыка наполняет ее еще большим смыслом, дает возможность еще сильнее то, что хотел сказать режиссер.

 

Друзья мои, как вы поняли, я бы мог петь дифирамбы этому фильму еще долго, но обойдусь без лишних слов. Сходите на "Хранителей", чтобы попытаться понять чужую культуру, чтобы встряхнуть немного заспанные после зимней спячки мозги и чтобы понять, какие вершины и эталоны у современного кинематографа. Правда, не советую брать с собой детей – при всем восхищении фильмом, рекомендовать его героев в качестве ролевых моделей для отроков я бы не рискнул. "Хранители" – для взрослых, верящих в страшные философские сказки.

 

"Хранители" оценивались в новосибирском кинотеатре "Синема Парк".

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 33956 | комментариев:73

Комментарии
 

Gish: 06.03.2009 18:15

такие стереотипы только у русского быдла.

 

SDO: 06.03.2009 18:27

Комиксы придуманы для тех, кто не умеет или не хочет читать текст и предпочитает книжки с картинками

 

SKstark: 06.03.2009 18:57

Я бы с этим не согласился

 

vladimir77: 06.03.2009 19:45

06.03.2009 18:15 Gish:
такие стереотипы только у русского быдла.
На кол тебя!!!!!! русские завоюют мир

 

artemizz: 06.03.2009 20:10

Очередная реклама фильма. ура. айда все на кено.

 

SnAk: 06.03.2009 20:34

06.03.2009 18:15 Gish:
такие стереотипы только у русского быдла.
На кол тебя!!!!!! русские завоюют мир

Вот ты и попался быдло ! Как обычно никако обьективной критики , просто тупое выбрасывание ярких словечек, которые не всегда являються явью, эта черта бесит меня в моем народе...

 

Желтый: 06.03.2009 20:36

Как кино?

 

АГАМЕМНОН: 06.03.2009 20:44

де скачать, кто в курсах?

 

Novosiblex: 06.03.2009 21:05

06.03.2009 20:44 АГАМЕМНОН:
де скачать, кто в курсах?

Сходить в кино лучшеwink.gif

 

LegMc: 07.03.2009 08:01

слыш я не знаю

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
ИТОГИ! Викторина «Деньги или позор»! Участвуй и выигрывай приз от телеканала ТНТ4ИТОГИ! Викторина «Деньги или позор»! Участвуй и выигрывай приз от телеканала ТНТ4
Телеканал ТНТ4 объявляет старт викторины, приуроченной к премьерному выпуску нового сезона самого жесткого комедийного шоу «Деньги или позор».
ИТОГИ КОНКУРСА!!! Киновикторина: «KINGSMAN: ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО» ИТОГИ КОНКУРСА!!! Киновикторина: «KINGSMAN: ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»
Когда штаб-квартиры секретной службы «Kingsman» уничтожены, и весь мир оказался в заложниках у неизвестных, британские суперагенты обнаруживают, что в один день вместе с их организацией была еще создана американская разведка — «Statesman».