Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

IX Рождественский фестиваль: виват, театр, виват!

31.10.2011 09:45

С лучшими достижениями российского театра можно будет познакомиться 2-10 декабря во время главного культурного события года. Международный рождественский фестиваль искусств пройдет в Новосибирске в 9-й раз. 

 Серебряная нить

Главные составляющие Рождественского фестиваля – театральная и музыкальная программы. Это ось, вокруг которой вертится все остальное, серебряная нить, на которую нанизываются сверкающие бусины. 

Во время прошлого феста публика даже обижалась, что не удается посмотреть все что хочется. Многие события, проходившие на разных площадках, совпадали по времени. Как отметила директор Международного рождественского фестиваля искусств Татьяна Людмила, путь количественного развития пройден, гораздо важнее профессиональное качество. На этот раз программа не будет перенасыщена, но 8 фестивальных спектаклей достойны мирового турне.

 

Сенсация на театральном небосклоне
Татьяна Людмилина подчеркнула, что театральную часть фестиваля и его лицо определяет триумвират ведущих режиссеров России: Римас Туминас, Миндагаус Карбаускас и Сергей Арцыбашев. Гордость театральной программы – "Дядя Ваня", "Женитьба", "Будденброкки".

О "Дяде Ване" Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова в постановке Римаса Туминаса говорит вся театральная Россия. Звездный состав актеров (Людмила Максакова, Сергей Маковецкий, Владимир Вдовиченков, Анна Дубровская), "Золотая маска" и еще три престижные премии. Уникальность ситуации в том, что фанфары звучат не на пустом месте, что настоящее увидено, услышано и признано. Оказывается, классика не только остается актуальной, но может быть остроумной, интригующей, увлекательной, ошеломительной. Кто-то утверждает, что в эпоху постмодернизма ничего нового сказать невозможно, остается лишь повторять старые сюжеты и цитировать чужие мысли. Но Римас Туминас ставит "Дядю Ваню" так, будто до него за это никто не брался. И получилось одно из самых беспросветных прочтений Чехова последних лет.

Он "приготовил из Чехова крепкий настой с веселяще-истеричным эффектом. Даже трудно определить, что входит в состав "зелья" тончайшего производства, но действует одурманивающе… Режиссер Туминас считает, что сегодня дядя Ваня – тот вымирающий вид, воплощение не оставшейся на земле совести, которой рядом с позолоченной принцессой Турандот следует поставить памятник. Блестеть под солнцем он, естественно, не будет". (Марина Райкина, "Московский комсомолец").
"Спектакль Туминаса еще и тем замечателен и хорош, что, выйдя за порог театра, продолжаешь думать. О спектакле, его героях – точно шахматную партию, давно и не тобою проигранную, пытаешься переиграть, с середины, с конца, с начала. С золотого детства дяди Вани… Выиграть не получается. Пропала жизнь..." (Григорий Заславский, "Независимая газета").

 

Впервые в гости к нам
"Дядю Ваню" придется ждать долго – он закрывает фестиваль. А открывает гастрольную программу "Женитьба" Сергея Арцыбашева с дуэтом Евгения Симонова-Игорь Костолевский. Кого только ни принимал Новосибирск за время рождественских фестивалей, а вот театр Маяковского у нас еще не был. Сегодня это едва ли не самый заметный театр Москвы, работающий по новой творческой программе. Задача – вернуть разбежавшихся по антрепризам звезд, а также разбежавшихся по другим театрам зрителей. И выполнила эту задачу именно "Женитьба", которая немножко поистрепалась в декорациях и костюмах, но каждый раз срывает сверханшлаги с громоподобными овациями. Этот спектакль называют феерическим шоу, эффектным антре, культурной антрепризой, взорвавшейся бомбой и воплощением лучших традиций старого русского театра.

 

Воздушные кружева
Недавно художественное руководство Маяковкой принял Миндаугас Карбаускис. На рождественский фест он привозит спектакль, который поставил в РАМТе. Название для большинства нисколько не притягательное: Томас Манн "Будденброки". Стоит вспомнить толстенный том, входящий в программу по зарубежной литературе, который нужно было одолеть за одну предэкзаменационную ночь, как начинаешь подозревать, что "Будденброки" затесались в театральную афишу по ошибке, для передышке в гонке за впечатлениями. Но случайных спектаклей здесь не может быть по определению.

Татьяна Людмилина, принимавшая решения о приглашениях на рождественский фест ту или иную постановку, говорит, что от "Будденброков невозможно оторваться. "Вас поразит, как непростой язык прозы Томаса Манна можно перевести в творческое кружево. Вы познакомитесь с нетипичным мазком, почерком, состоянием", – уверяет она. "То, что в романе вычитывается в длинных добротных периодах реалистической прозы, отжато Карбаускисом до сухой субстанции остатка. Этот остаток к тому же щедро полит иронией, которая только ближе к финалу уступает место печали и состраданию" (Наталия Каминская, "Культура").

 

Отморозки разморозят сердца
Еще один нетипичный мазок, но совершенно в иной манере – "Отморозки". Татьяна Людмилина призналась, что включение в программу феста спектакля Кирилла Серебренникова по роману Захара Прилепина "Санкья" – ее личный профессиональный риск. "Надеюсь, эта неоднозначная постановка будет правильно воспринята", – добавила она.

Студенты 3-го курса Школы-студии МХАТ мастерской Кирилла Серебренникова играют спектакль в формате verbatum. В течение года ребята собирали материал на улицах и площадях Москвы и Петербурга, ходили на митинги, записывали реплики, включая нецензурную лексику нацболов и стражей порядка. Мировая премьера состоялась 12 марта 2011 года в Берлине в рамках фестиваля новой драмы "F. I. N. D.", программа которого состоит из остросоциальных высказываний – вещей остросоциальных, провоцирующих, эпатажных. Театр "жестко обозначили художественными средствами нашу реальность, от которой по окончании спектакля у публики – оторопь. Где мы живем? С кем? И ради чего?" (Марина Райкина, "Московский комсомолец").

 

Белый зал для избранных
Но вернемся к классике. Золотомасочный спектакль МТЮЗа "Кроткая" по Достоевскому посмотреть всем желающим не удастся. Каждый из двух показов рассчитан всего на 60 зрителей, которые находятся от актеров на расстоянии вытянутой руки. Далеко не комнатный уровень комнатного спектакля диктует и особое отношение к нему. В репетиционном зале "Глобуса" специально для "Кроткой" построен белый зал.

Постановку осуществила новый для Москвы, но сильный и стильный режиссер Ирина Керученко, которой "присуща графическая монохромность, ритмы мрачноватой трагедии, усиленные обыденностью. И, как всегда в своих постановках, она ищет свет в этой безысходности. Это достаточно жесткая история. Восхитительно-мучительная (Марина Квасницкая, "Независимая газета").

 

Еврейские истории
"Такой театр", с которым новосибирцы знакомы хорошо и надолго, привозит спектакль "Главное забыл", посвященный 150-летию со дня рождения Шолом-Алейхема. Ирина и Полянская и Александр Баргман разыгрывают историю еврейской семьи, смысл которой на самом деле гораздо шире обозначенной темы. Это история о мужчине, обреченным на неудачу, это история о женщине, обреченной на ожидание. "Спектакль рождается из собственно театральной материи, из партнерского обаяния, интонационных деталей и давно известного умения Баргмана и Полянской "давать стране угля". Этот уголь отапливает их дуэт и здесь (Марина Дмитревская, "Петербургский театральный журнал").

 

Мечта как заклинание
Театральная программа фестиваля включает и другие, не такие нашумевшие, но неординарные постановки. В последнее время стали востребованными пьесы ученицы Николая Коляды Ярославы Пулинович, их ставят по всей стране. Центр имени Мейерхольда привозит моноспектакль Шамиля Дыйканбаева "Наташина мечта". Это "простые слова о любви и мечте, которые удивительно и непонятно превращаются в заклинания. Каждое слово не уходит в пустоту, а оседает в жесткой и рыхлой земле, где и берет свой росток. Актриса Елена Горина еще до произнесения первого слова сконцентрировано вбирает в себя энергетику, с которой приходит зритель. Здесь и сейчас она через "Наташу" ведет диалог с ним – зал, зритель, человек, современник. Не ради исповеди и "глупой" игры. А о том, от чего нам всем больно. Текст и актриса пытаются замкнуть ограниченное пространство, за которым, может быть, есть нечто большее, чем просто боль" ("Вечерняя Москва").

 

Привет из провинции
В фестивале участвует единственный спектакль провинции – "Звезда на небе голубом не знает обо мне" из Омска. Он тоже поставлен по пьесе Ярославы Пулинович, герои которой – дети -сироты. "Ощущение сиротства, пустоты и бесприютности останется с нами до конца. Жанр молодежного шоу, в котором выдержан спектакль, местами напоминает пляску на костях. Трудно сказать, чего в этой истории больше – надежды или безысходности (Эльвира Кадырова, "Омск театральный").

Итак, театралам предстоит испытать нешуточное напряжение, когда в течение фестивальной недели случится столько, сколько в обычное время не случается и за год. В этом особенность рождественского феста. Оставайтесь с нами!

 

 

 

Заметили ошибку в новости? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 4445 | комментариев:2

Комментарии
 

Спанч-Боб: 31.10.2011 13:09

Билеты на спектакли уже практически все раскупили...

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
ИТОГИ! Викторина «Деньги или позор»! Участвуй и выигрывай приз от телеканала ТНТ4ИТОГИ! Викторина «Деньги или позор»! Участвуй и выигрывай приз от телеканала ТНТ4
Телеканал ТНТ4 объявляет старт викторины, приуроченной к премьерному выпуску нового сезона самого жесткого комедийного шоу «Деньги или позор».
ИТОГИ КОНКУРСА!!! Киновикторина: «KINGSMAN: ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО» ИТОГИ КОНКУРСА!!! Киновикторина: «KINGSMAN: ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»
Когда штаб-квартиры секретной службы «Kingsman» уничтожены, и весь мир оказался в заложниках у неизвестных, британские суперагенты обнаруживают, что в один день вместе с их организацией была еще создана американская разведка — «Statesman».